Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго определило себестоимость добычи нефти в России

Минэнерго определило себестоимость добычи нефти в России

Нефтяники и аналитики называют сегодня разный уровень себестоимости добычи нефти в РФ.

Себестоимость добычи барреля нефти в России составляет около $2 за баррель, себестоимость добычи трудноизвлекаемых и шельфовых запасов в десять раз больше — $20 за баррель. Такие данные привел в интервью «Российской газете» заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

В то же время эти показатели сильно зависят от цикла освоения недр, отметил он, пояснив, что при падающей добыче себестоимость выше, потому что при том же уровне затрат извлекается меньше нефти.

Замглавы Минэнерго отверг сокращение инвестиций со стороны нефтяных компаний.

По его оценке, в этом году объем совокупных инвестиций может составить порядка 1,4 трлн рублей. Отрасль чувствует себя уверенно, есть запас прочности, который позволит отечественным нефтяным компаниям не снижать инвестиционные программы, добавил замминистра. «С учетом налоговой нагрузки они, конечно, оптимизируются, но остаются примерно в цифрах 2015 года», — указал Молодцов.

«Несмотря на то, что прошедший год характеризовался низкими ценами на нефть, по основным показателям нефтяной отрасли у нас положительные результаты», — заявил он, подчеркнув, что «с 2000 года отмечается постоянный прирост добычи нефти».

Старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» пояснил, что, с одной стороны, данные Молодцова близки к истине. «Речь идет об операционных затратах на добычу нефти, которые указывают российские компании в своей отчетности. Некоторые компании говорят о $3-4, но, в принципе, цифра достаточно верна», — указал он.

Однако, по словам эксперта, нужно иметь в виду, что заместитель министра энергетики говорит о месторождениях, которые уже освоены и давно разрабатываются: там операционные затраты составляют довольно небольшую часть от общих затрат. «Помимо них существуют также транспортные затраты, которые могут достигнуть $3-4 дополнительно. Есть еще административные, управленческие затраты — тоже примерно $2. В сумме эти затраты могут составлять $8-10. Конечно, это все равно не очень много, ведь даже при цене нефти $40 за баррель останется $30», — поведал Кокин.

Затем, указал старший аналитик «Уралсиб Кэпитал», из этих $30 государство забирает в форме пошлин и налогов $20, то есть примерно половину от цены на нефть. «Это нормальная ситуация в российской нефтяной промышленности: она всегда характеризовалась большим процентом изъятий государством. А когда цена на нефть составляла $100, процент изымаемой цены на нефть был выше, он приближался к 75%», — сообщил он.

В такой ситуации выгода от производства нефти на обычном месторождении не очень велика, однако она может компенсироваться за счет месторождений с особым налоговым режимом, где государственные изъятия практически сведены к нулю. «Есть обычное месторождение, где затраты на добычу составляют $2, на транспортировку — $6-8, еще $20 долларов надо отдать государству. В итоге у производителя остается только $10. Но есть шельфовая компания, „дочка“ производителя, где затраты на добычу достигают $20, плюс какие-то транспортные затраты, в итоге $25-30, но государство с этого месторождения ничего не берет, кроме подоходного налога, и получается, что предпринимателю остается как минимум столько же, а может, и больше, чем обычному производителю», — рассказал эксперт.

«То есть, это в значительной степени вопрос налоговой системы. И в России налоговая система допускает, что шельфовые производители в ряде случаев освобождаются от налогов. Довольно спорный вопрос, стоит ли государству поощрять такие дорогостоящие проекты, но, в принципе, при правильной налоговой системе они могут быть прибыльными», — заключил Алексей Кокин.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в свою очередь, уточнил, что оценка Молодцова сделана исходя из средних показателей. «При этом основной объем нефти у нас сейчас добывается в Западной Сибири. $2 за баррель — это средняя себестоимость для наших старых сибирских месторождений еще советского времени, где не делается никаких крупных инвестиций, а только поддерживаются объемы добычи», — пояснил он.

Эксперт отметил, что при разработке новых месторождений цена извлечения будет выше, чем $2, за счет того, что в себестоимость этой нефти нужно будет заложить стоимость прокладки инфраструктуры, строительство и бурение новых скважин, создание городка для нефтяников.

Говоря о запасах российской нефти, Юшков сообщил, что те объемы, которые указывают даже международные компании, включают в себя именно нефть, которую рентабельно добывать. «То есть, если что-то невыгодно добывать, то это в объемах и не указывается. BP считает, что российские запасы составляют 14,1 млрд т нефти. Эти объемы и являются рентабельными к извлечению, и при средней цене за год эти объемы можно добывать. А сейчас в 2016 году, по итогам 2015 года наши запасы немного уменьшатся, потому что цена упала, и какие-то трудноизвлекаемые запасы добывать стало невыгодно», — объяснил он.

«В целом, лет на 20 при среднем объеме добычи у нас запасов хватит. Я думаю, хотя бы 12 млрд т нефти будет рентабельно добывать и при $40 за баррель», — подчеркнул эксперт.

«Большая часть того, что мы сегодня добываем, — это как раз месторождения с низкой себестоимостью. В 2014 году мы добыли 526 млн т, из них 313 млн т были добыты в Западной Сибири. Себестоимость этой нефти как раз $2 и меньше», — добавил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Он уточнил, что в этом случае велики транспортные затраты, но на скважинах, дающих 300 млн т, это не играет большой роли, и себестоимость остается низкой. «А вот на месторождениях в европейской части, прежде всего в Татарстане и Башкортостане, где добывается примерно 150 млн т, — там себестоимость будет уже выше, так как нефть трудноизвлекаемая: либо это высоковязкая нефть, либо нефть из уже истощенных месторождений. Добычей ее занимаются «Башнефть» и «Татнефть», — поведал Юшков.

По словам эксперта, скорее всего, будет высокой себестоимость и на месторождениях так называемой Баженовской свиты — аналога американской сланцевой нефти в Западной Сибири, которая находится в других пластах. «Там расположены гигантские запасы нефти, но пока у нас еще нет своей технологии для разработки этой Баженовской свиты, и, по-видимому, следующим этапом развития российской нефтяной промышленности будет разработка именно ее. Там себестоимость будет, скорее, ближе к $20, нежели к $2 западно-сибирской нефти», — рассказал аналитик.

Традиционные месторождения с низкой себестоимостью в России остались, но они расположены уже в Восточной Сибири. «Но надо будет потратить много денег, чтобы, во-первых, их найти, то есть произвести геологоразведку, а во-вторых — чтобы обустроить сами месторождения и создать инфраструктуру. Так что стартовые затраты велики. Но себестоимость уже готового проекта там тоже будет, как и у Западной Сибири, по $2 за баррель», — заверил он.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности добавил, что Россия будет добывать нефть вне зависимости от цены на рынке, так как все российские проекты очень крупные и закрыть их довольно сложно. «Даже при $20 на рынке мы все равно будем добывать нефть там, где себестоимость составляет те же 20$. На протяжении какого-то времени — полугода или года — нефтяные проекты будут работать даже себе в убыток», — подчеркнул эксперт.

«Туда вложены большие деньги, и важно отбить хотя бы какую-то их часть. Если ты закроешь проект, ты вообще ничего не получишь. В Америке, где работают сланцевые проекты, компании небольшие: иногда стоит одна буровая и добывает нефть, поэтому можно ее закрыть, не платить зарплаты и, таким образом, сэкономить. В России так не получится. Ты уже вложил столько денег, что тебе надо получить хоть какую-то прибыль, пусть она будет меньше, чем ты ожидал. Но лучше получить что-то, чем ничего», — заключил Игорь Юшков.

Источник: Вестник Кавказа, 23.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики