Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Операция «Приватизация»

Операция «Приватизация»

Главная функция приватизации – укрепление ресурсной базы номенклатурных кланов
 
Тема приватизации становится все более интригующей. Причем вопрос этот, конечно, не фискальный. Да и не в улучшении управления собственностью дело – в конце концов есть хорошо управляемые госкомпании и плохо управляемые частные.

Главная функция приватизации – укрепление ресурсной базы ведущих номенклатурных кланов. Я уже писал, что новая приватизация могла бы стать частью проекта национализации элиты. Тут нет никакого противоречия – действующая элита поддерживает политику Владимира Путина возвращением в страну капиталов и семей, а взамен получает возможность участия в последней, по всей видимости, «большой приватизации».

С этим согласны многие в политическом классе, где на самом деле реальных противников приватизации практически нет. Есть неуверенные в том, что приватизация пойдет по их сценарию. Отсюда и сопротивление Игоря Сечина приватизации «Роснефти», и фразы Алексея Кудрина о несвоевременности продажи госактивов. Если бы Кудрин снова был в правительстве, он наверняка говорил бы по-другому.

Главный риск – усиление межклановых войн, что генерирует основные риски для политической системы. Даже мелкие кейсы показывают, какие копья тут будут ломаться. Возьмите локальную историю с приватизацией Вологодского молочного завода – это не нефтяная компания, а борьба велась с участием топ-чиновников нашего правительства. И это аппаратные войны еще без использования медийного ресурса. Если учесть, что многие наши медиа являются полностью или частично частными (даже с прогосударственной позицией), то возможность их применения для решения личных бизнес-задач совладельцев остается. В таком раскладе повторения истории со «Связьинвестом» исключать нельзя.

Как будет снят этот риск, пока не ясно. Только в этом и причина пробуксовки приватизации. Собственность надо распределить так, чтобы не было войн сейчас и чтобы она не была перераспределена в будущем. Тут могут быть разные стратегии. Например, можно несколько раз передавать актив от владельца к владельцу. При приватизации его покупает временный хранитель – эдакая «шкатулка», из которой актив потом без лишнего шума кочует дальше. Классическая история – судьба Южно-Тамбейского месторождения, которое легко в основу проекта «Ямал СПГ». Контроль над ним сначала получил Николай Богачев, потом контроль перешел к Алишеру Усманову и его партнерам, потом к компаниям, близким к Газпромбанку, наконец, сегодня это актив «Новатэка». Который уже успел 20% продать Totаl, а 29,9% – китайским инвесторам (сделку по 9,9% закрыли только что). А историю уже никто и не помнит. Нерезиденты, кстати, – это еще один способ. Как миноритарии, они придают легитимность приватизации. Скажем, интересны только что объявленные сделки с индийскими компаниями. Они намерены купить в том числе пакет акций в «Таас-Юрях нефтегазодобыче», принадлежащей «Роснефти», но где есть миноритарии в лице BP. Она же крупный акционер самой «Роснефти». Где вполне могут появиться и индусы, отработав взаимодействие с «Роснефтью» и ВР. При этом понятно, что контрольные пакеты никто нерезидентам не продаст.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 21.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики