Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под покровом гостайны

Под покровом гостайны

Госкомпании просят засекретить свои закупки

Государственные компании ищут лазейки, чтобы скрыть свои закупки от общественного контроля. Так, «Газпром» и «Роснефть» предложили правительству избавить их от обязанности публиковать данные о ряде закупок в Единой информационной системе под предлогом ухода от иностранных санкций. Однако, по мнению экспертов, топ-менеджмент нефтегазовых гигантов пытается избежать отнюдь не санкционного давления Запада. Намного больше там боятся новой критики своей системы закупок со стороны президента.

Испугались санкций

Суть предложения «Газпрома» и «Роснефти» сводится к тому, что список данных, не подлежащих официальному опубликованию, должен пополниться сведениями о закупках услуг по добыче, хранению, складированию и переработке нефти и газа, а также услуг по охране единой системы газоснабжения и магистральных нефтепроводов — в том числе физической, предполагающей закупку оружия и боеприпасов. Желание засекретить свои закупки компании объяснили санкциями, в связи с которыми ограничения могут быть наложены не только на них самих, но и на их контрагентов. Если предложения будут одобрены, конкурсные процедуры по перечисленным видам закупок фактически приравняются к гостайне и будут проходить в форме бумажной переписки.

Как соглашаются эксперты, опасность попасть под санкции для контрагентов «Газпрома» и «Роснефти» действительно существует. Тем не менее тот факт, что никакой альтернативы в отношении аудита «засекреченных» закупок предложено не было, заставляет сомневаться в искренности заботы госкомпаний о своих потенциальных подрядчиках и партнерах. «Корпорации всегда активно сопротивлялись повышению прозрачности госзакупок. Еще один повод освободить их от публичности обязательно используют», — подтверждает Татьяна Козлова, руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG. Стоит ожидать, что при «закрытом режиме» количество злоупотреблений в сфере закупок существенно возрастет.

«Если тендер будет проходить в условиях повышенной секретности, то велика вероятность злоупотребления отдельными госслужащими своими служебными полномочиями, — констатирует первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский. — Например, когда какой-то чиновник начнет "двигать" фирму или будет оказывать давление на участников конкурса под предлогом несоблюдения или небрежного отношения к соблюдению условий сокрытия информации».

«Получается подобие картеля с закрытым аукционом, — продолжает член Общественной палаты России Дмитрий Чугунов. — Это невероятный простор для отмывания денег и коррупции, этого нельзя допустить».

Безопасность или безнаказанность?

Характерно, что предложения госкомпаний о засекречивании закупок возникли отнюдь не с началом антироссийских санкций, а на фоне достаточно жесткого внимания властей к их экономической обоснованности. «Менеджмент госкомпаний считает, что если закрыть сведения, то и критики не будет — ведь вроде как и прицепиться будет не к чему», — пытается объяснить поведение «Газпрома» и «Роснефти» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Впрочем, признает эксперт, новости о сомнительных закупках и нецелевом использовании средств все равно будут так или иначе регулярно доходить до самого верха.

Наверху тем временем обоснованность засекречивания закупок госкомпаний оценивают двояко. С одной стороны, многочисленные нарушения госкомпаний, искусственные ограничения конкуренции и нарушение антимонопольного законодательства показали, что публичность в этой сфере необходима. С другой — в современных геополитических условиях засекречивание госзакупок действительно может быть оправдано соображениями национальной безопасности. Впрочем, даже это не отменяет того, что закупки должны подлежать жесткой проверке их экономической целесообразности и эффективности для страны.

«Альтернативой публичным аукционам могли бы стать закрытые системы размещения на электронных торговых площадках, о чем уже упоминал вице-премьер Игорь Шувалов, — рассуждает начальник департамента по развитию электронных торгов Российского аукционного дома Дмитрий Екимов. — Многие заказчики также проводят так называемые закрытые закупки, когда информация о процедуре не публикуется на ЕИС, а к участию приглашаются поставщики/подрядчики по заранее утвержденному списку». Будет ли введена какая-то из альтернативных форм аудита для «Роснефти» и «Газпрома» — вопрос пока открытый. Сами госкомпании явно рассчитывают на то, что государство согласится вообще не соваться в их закупки.

***

Важно отметить, что руководителей госкорпораций в меньшей степени интересует состояние имиджа вверенных им компаний в российском обществе. Их назначает президент, поэтому они будут делать все, чтобы у него не было причин их уволить. А засекречивание информации о закупках лишает СМИ возможности приводить прямые доказательства вины топ-менеджеров. И взятки, как говорится, будут гладки.

Они не понимают одного: что крупный бизнес — особенно тот, который в буквальном смысле кормится национальным достоянием, — как никакой другой вид бизнеса должен быть всегда максимально открыт для общественного контроля. Если крупнейшим в стране компаниям разрешат скрыться под покровом гостайны, нет сомнений, что сотни других захотят последовать их примеру. И «маленькая хитрость» господ Миллера и Сечина обернется для страны гораздо бо́льшими проблемами, чем любые, даже самые лютые западные санкции.

Автор: Леонид Михеев

Источник: Русская планета, 29.03.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики