Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за февраль 2016 г.

Топ-лист событий за февраль 2016 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2016 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договоренности России и ОПЕК о "заморозке" добычи нефти на уровне 11 января 2016 г.

    В "заморозке" участвуют пока только четыре государства – Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла. Достигнутые дговоренности демонстрируют озабоченность стран-производителей нефти происходящим на рынке. И понятно, что до успеха очень далеко. В соглашении нет Ирана и других государств ОПЕК. Наконец, уровень 11 января 2016 года очень высокий. Нужно убирать профицит в добыче, который западными экспертами оценивается в 2 млн баррелей в сутки. Т.е. это достаточно длинная дорога, но был сделан первый шаг, на который спекулянты немедленно отреагировали ростом цены.

  2. Обсуждение темы приватизации

    Месяц открылся совещанием у Владимира Путина и продолжился обсуждением формата, способов, объектов приватизации. Игорь Сечин отметился заявлением о том, что «Роснефть» можно продавать только при 100 долларах за баррель. Путин определил некие правила этой приватизации, которые показывают его склонность к проведению приватизации по более публичному, прозрачному сценарию. Но тут большой вопрос, потому что все наши кланы хотят, конечно же, приватизировать активы, никто не против быть легальным собственником хороших компаний. Но многие боятся, что приватизация может пойти не по этому сценарию. Отсюда и заявления того же Сечина, что продавать пока рано. Что значит «пока»? Пока нет уверенности, что эта приватизация не пройдет по твоему сценарию. Так что приватизация наверняка будет темой 2016 года с еще не вполне ясными перспективами.

  3. Решение совета директоров ПАО «Газпром» продлить полномочия Алексея Миллера в качестве председателя правления компании

    Это означает, что Владимир Путина не просто поддерживает Алексея Миллера как главу «Газпрома». На самом деле Путин пока не согласен с идеей реструктуризации компании. Поэтому Миллер – это не просто руководитель «Газпрома». Наличие его на этом посту означает сохранение компании в ее нынешнем виде.

  4. Представление Еврокомиссией пакета энергетических реформ и мер по повышению связанности газовых рынков Европейского союза

    Что ж, Европейская комиссия в этом не новатор. Она считает, что нужно создавать единый европейский рынок. Однако главная проблема заключается в том, что Брюссель думает, как связать страны инфраструктурой внутри ЕС, но пока он не до конца понимает, как обеспечить профицит газа на входе, как обеспечить новых поставщиков. И здесь очень много иллюзий и много напускной борьбы с Россией, которая все равно остается главным экспортером газа в Европу.

  5. Подписание «Газпромом», Edison и DEPA меморандума о поставках газа по дну Черного моря

    Газопровод «Посейдон» является частью газопровода ITGI. Это проект, который связывает Грецию с Италией. Это часть проекта альтернативной Украине поставки российского газа через Черное море. То, что в начале называлось «Южным потоком», потом «Турецким потоком» - пока сложно сказать, в каком виде это проект будет реализован. Но то, что мы вернулись к проекту ITGI (это труба через всю Грецию и далее по дну моря в Италию), означает, что «Газпром» не оставил планов создания новой инфраструктуры по доставке газа на юг Европы, потому что зависимость от украинского транзита «Газпром» по-прежнему пугает.

  6. Взаимные финансовые претензии России и Украины

    В феврале, к счастью, не было «газовой войны», помогла теплая погода. Украина не закупала российский газ, но это не мешало Киеву продолжать атаковать Москву. Были и политические сложности, и выставлены очередные иски. Россия тоже не полезла за словом в карман. Все это говорит о том, что Украина сохраняет свой статус генератора серьезных транзитных рисков, что достаточно серьезно пугает «Газпром» и Россию в целом, поэтому мы и возвращаемся к теме поставок на юг Европы по другим маршрутам.

  7. Подготовка Минэнерго стрессового сценария для нефтегазовой отрасли

    Профильное министерство постепенно начинает понимать, что если готовить счастливые прогнозы роста добычи нефти, то никаких налоговых преференций не получишь. Лучше как можно честнее изображать ситуацию и, может быть, даже иногда драматизировать ее, так проще будет бороться с министерством финансов – главным сторонником усиления налогового пресса на нефтянку.

  8. Визиты крупных европейских политиков в Россию на фоне разговоров о необходимости продления санкций

    В феврале Россию посетили вице-канцлер Австрии, премьер-министр Венгрии, премьер-министр Баварии. Все они подчеркивали необходимость продолжения экономического сотрудничества и диалога с Россией. Но при этом месяц открылся заявлением фрау Меркель. Она сказала, что санкции нужно продлить (позднее, в марте, решение о продлении было принято). Можно говорить, что «горки» в отношения сохраняются. Нам иногда кажется, что дно уже нащупано, скоро санкции будут сняты, а потом – ах, опять нас опускают лицом в грязь. И уже мало у кого остаются иллюзии, что в ближайшее время санкции будут сняты и мы сделаем шаг навстречу друг другу. Очевидно, что история, которая уже длится два года, продлится и дальше.

  9. Решение ВТБ открыть кредитную линию для «Роснефти» на 85,5 млрд рублей

    Это означает, что государство по-прежнему помогает «Роснефти». Несмотря на кредитные сложности и большой долг флагману нефтяной добычи затонуть не дают.

  10. Намерение «Роснефти» вложить 0,5 млрд долларов в нефтяную отрасль Венесуэлы

    Вложение в латиноамериканскую страну, где очень дорогая по себестоимости добыча, странное решение. Нам нужно думать о развитии инвестиций в собственную нефтянку. При этом, получая кредитные ресурсы в госбанках, «Роснефть» так лихо инвестирует их за рубеж. И это, конечно, вызывает вопросы.

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики