Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром», газ, Европа: принципы сотрудничества не изменятся

«Газпром», газ, Европа: принципы сотрудничества не изменятся

Российская компания «Газпром» хочет изменить формулу цены в своих долгосрочных контрактах на поставку газа в Европу, которая сейчас привязана к стоимости корзины нефтепродуктов.

Газета «Коммерсант» сообщает, что «Газпром» планирует поменять эту практику и впредь перейти на ценообразование, где основой контракта будут служить спотовые цены на газ.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что вряд ли такой вариант развития событий возможен, поскольку рынок показывает, что никаких изменений в структуре долгосрочных контрактов на сегодняшний день не произошло, несмотря на существенное понижение рыночной цены на газ.

«Более того, Александр Медведев, который курирует экспортный блок в «Газпроме», вчера заявил, что компания будет придерживаться нефтепродуктовой привязки, несмотря на то, что снижение нефтяных котировок в последние полтора года повлекло также существенное снижение цен на газ», - резюмирует Гривач.

По словам Гривача, текущие цены на мировом рынке, конечно, сделали нефтепродуктовую привязку не очень выгодной, но «Газпром» все равно продолжает придерживаться позиции, что конъюнктурные выгоды не могут быть основой долгосрочного сотрудничества.

Другой вопрос, что сейчас идет борьба «Газпрома» с Европейской комиссией по поводу ряда проектов компании – в первую очередь это «Северный поток-2», а также с конкретными потребителями по поводу скидок на газ в контексте частных коммерческих споров.

Например, вчера появилась информация, что «Газпром» урегулировал вопрос об отмене скидки с частными компаниями Турции, а, кроме того, ранее стало известно, что в результате переговоров немецкая газовая компания E.ON и французская Engie согласились выплатить российскому партнеру 800 млн долларов ретроградных платежей в рамках уже исполненных контрактов.

Так что, можно предположить, что «Газпром» может использовать такие вбросы для давления на своих партнеров.

«Впрочем, тут надо понимать, что урегулирование данного спора касалось не предстоящих платежей, а уже выполненных, причем тут идет удовлетворение взаимных претензий. Поскольку E.ON также рассчитывает на то, что «Газпром» выплатит немцам компенсацию из-за того, что долгосрочные контракты «Газпрома» с нефтепродуктовой привязкой были несколько выше по сравнению со спотовыми ценами, особенно в летний период», - констатирует Гривач.

Также, по мнению Гривача, непонятно, кто выиграет от того, если все-таки в итоге состоится переход с нефтепродуктовой привязки долгосрочных контрактов «Газпрома» на «спот» .

«Дело в том, что газовые цены на споте были в последние годы существенно ниже по двум причинам. Во-первых, с 2010 по 2012 европейский рынок газа упал на 25 процентов – это серьезнейшее снижение, поскольку на этот период предполагался рост потребления газа в Евросоюзе, причем этот факт был подтвержден долгосрочными контрактами со всеми категориями поставщиков. Во-вторых, в результате получился избыток даже не физического газа, а контрактного. Такая ситуация создавала сложности, как поставщикам газа, так и импортерам газа, которые были обязаны брать определенные объемы газа, а они рынку из-за сокращения потребления были, на самом деле, не нужны», - резюмирует Гривач.

Гривач отмечает, что вся эта ситуация привела к нестабильности на рынке, из-за которой иногда потери несли поставщики газа в Европу, а иногда конкретные потребители.

«Полный переход на спотовое ценообразование вряд ли сейчас возможен просто потому, что механизм работы долгосрочных контрактов, основанный на таком принципе, для всей Европы пока не готов. Проблема в том, что такой подход создает дополнительные, никак не управляемые риски для поставщика газа, что, в свою очередь, окажет прямое влияние на те инвестиционные циклы, которые характеризуют сейчас всю газовую отрасль», - заключает Гривач.

Гривач считает, что это скажется на всей цепочке поставок газа в Европы, поскольку риски одного из участников процесса неизбежно приведут к увеличению рисков всех.

«Это «подрежет» инвестиционные возможности поставщиков, что сразу же приведет к тому, что объем будущего газа, который необходим европейским потребителям, не будет добыт или не будет подготовлен к поставке. Соответственно, в этом вопросе нужен очень взвешенный подход», - утверждает Гривач.

Гривач полагает, что вместо привязки к споту возможно введение новых механизмов, которые смогут нивелировать то расхождение, которое сегодня присутствует между контрактами, основанными на нефтепродуктовой корзине, и спотовыми ценами на газ.

«Такая практика уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и она может стать базовой в контексте переговоров «Газпрома» с немецкой и французской компаниями», - констатирует Гривач.

Механизм тут достаточно простой – если спотовая цена падает сильно к нефтепродуктовой корзине, то цена в рамках долгосрочных контрактов на поставку газа снижется автоматически до определенного уровня, чтобы разница не превышала какую-то фиксированную сумму, которая характеризует, в свою очередь, те преимущества, которые в итоге и дает на практике использование таких контрактов.

«Это гибкость поставок, поскольку «спота» на практике означает, что покупатель платит цену и тут же забирает эти объемы, а в долгосрочном контракте ситуация иная – сегодня он может заказать 10 млн кубометров, а завтра 15, причем, поставщик всегда должен быть готовым поставить эти объемы газа. На «споте» такого нет, если на рынке есть дефицит газа, то потребителю приходится сразу же платить большую цену, чего нет в долгосрочных контрактах, и что является их преимуществом», - резюмирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.04.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики