Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баррель сыграет на повышение

Баррель сыграет на повышение

На этой неделе 15 стран могут договориться о заморозке добычи нефти

Собрание нефтепроизводителей в Дохе 17 апреля привлекает все больше и больше внимания. Причем встреча еще не началась, а результат есть. Ведь цены-то уже растут.

Так что сама затея уже сработала. Шутка ли — по сравнению с ценовым минимумом начала года нефть подорожала практически на 50 процентов. А ведь когда 16 февраля мы, саудиты, а также Катар с Венесуэлой приняли предварительное решение заморозить годовую добычу, исходя из суточного уровня 11 января 2016 года, появился вагон и маленькая тележка ироничных комментариев. Дескать, и соглашение хлипкое, и не ясен механизм его выполнения, и не все страны к нему присоединятся, и нужно не фиксировать добычу, а сокращать ее. И так далее.

Сразу скажу, что сомнения эти на самом деле не такие уж и беспочвенные. Действительно, в этой истории сразу отказались участвовать страны Запада — США и Канада. А ведь сегодня они уверенно входят в четверку крупнейших мировых нефтедобытчиков. Норвегия также никаких обязательств брать на себя не собирается. Иран устроил целое шоу с уговариванием себя, постоянно требуя особых условий участия, мотивируя это тем, что после отказа ЕС от иранской нефти его место на рынке заняла Саудовская Аравия, и теперь нужно вернуть «историческую справедливость». Кроме того, Россия и арабские монархии Персидского залива никогда не были партнерами, скорее, даже наоборот. В Сирии мы вообще были по разные стороны баррикад, и отношения доверия с ключевыми суннитскими монархиями пока отсутствуют.

Но тут, что называется, волков бояться — в лес не ходить. Несмотря на все эти страхи, сама идея все равно выглядит разумной. Прежде всего давайте посмотрим на уровень добычи ОПЕК-2. Примерно треть добычи ОПЕК — это одна Саудовская Аравия. Примерно столько же добываем мы. Только на наши две страны приходится более четверти всей мировой добычи нефти. А если мы говорим про долю на мировом рынке, так она и того выше, потому что США из-за огромного внутреннего потребления являются нетто-импортерами «черного золота». Так что если в соглашении будут РФ и Саудовская Аравия, это уже сделает его работоспособным.

Организаторы встречи грамотно убрали ожидания от участия Ирана, заявив, что соглашение будет подписано и без него. Думается, это надо было сделать с самого начала. Но все равно — теперь Иран эффект от 17 апреля не разрушит. Кстати, на Иран приходится примерно 9 процентов от добычи ОПЕК и менее 7 от добычи ОПЕК-2. Из стран ОПЕК не готова участвовать в соглашении Ливия — ну так это менее одного процента от ОПЕК-2.

Теперь о рисках срыва соглашения. Нас и саудитов двигает навстречу друг другу ощущение общей финансовой опасности. У Саудовской Аравии очень серьезные финансовые проблемы, ведь зависимость ее бюджета от нефтегазовых доходов на порядок выше, чем у РФ. Саудиты даже готовы пойти на совершенно беспрецедентный шаг — продать часть своего нефтяного гиганта Saudi Aramco. А популярная конспирологическая теория, что саудиты будут наращивать добычу, загоняя цену вниз, чтоб убить сланцевую добычу в США, абсурдна. При желании США будут перекредитовывать своих сланцевых производителей, и конкуренцию эту не выиграть. Печатать доллары все же легче, чем добывать нефть.

Так что, скорее всего, в воскресенье собравшиеся страны подпишут соглашение о фиксации добычи на уровне января — то есть еще раз в официальной обстановке возьмут на себя уже описанные выше договоренности. И стран этих будет уже не четыре, а 15. Да, если исходить из очень популярной теории нефтяного навеса, которая гласит, что избыток предложения составляет сейчас 1,5-2 млн баррелей в сутки, это вроде бы маловато для стабилизации рынка. Однако давайте снова вернемся к росту цен в последние несколько недель. На рынке не изменилось вообще ничего! Мировая экономика растет символическими темпами, а предложение нефти даже возросло — Россия в марте нарастила добычу более чем на 3 процента, Ирак починил взорванный в начале года нефтепровод. Но цены-то идут вверх. Что это значит? Да только то, что на рынке правят прежде всего финансовые спекулянты, которые реагируют не столько на факты, сколько на ожидания и разговоры. Поэтому самое главное, чего мы ждем от создателей ОПЕК-2, — это правильный рассказ об итогах встречи. Самое главное сейчас — показать общую решимость стабилизировать цены, назначить дату новой встречи для проработки новых решений. Так что даже не так важно, что будет подписано в Дохе. Гораздо важнее, как это будет подано в публичном пространстве, чтобы спекулянты не начали играть на понижение цен.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Российская газета, 14.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики