Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остаточный принцип

Остаточный принцип

Объем организованной торговли газом на бирже слишком мал, чтобы формирующаяся здесь цена стала индикатором для рынка.

Объем торгов газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) спустя полтора года после их запуска так и не достиг планируемых 35 млрд куб. м в год — в 2015-м на площадке было реализовано лишь 7,6 млрд куб. м газа. Производители по-прежнему предпочитают продавать основной объем по долгосрочным контрактам, выставляя на биржу излишки. В такой ситуации биржевая цена на сырье не сможет стать индикатором для рынка.

Неуместный торг

Первые биржевые торги газом состоялись на площадке СПбМТСБ в Москве 24 октября 2014 года. Никто из участников рынка не испытывал иллюзий, что торги на СПбМТСБ быстро достигнут 35 млрд куб. м в год. На такой объем биржа выйдет в лучшем случае к 2020 году, полагают отраслевые эксперты.

Производители газа не заинтересованы в участии в биржевых торгах газом, поскольку для этого не созданы соответствующие стимулы. Пока на бирже торгуют в основном излишками, а для того чтобы сюда пришли продавцы с основными объемами газа, должна либо сложиться острая необходимость, например из-за дефицита газа, либо возникнуть ценовая конкуренция с долгосрочными договорами. «За все полтора года торгов она не возникла — цены почти один в один совпадают с двусторонними договорами. А для дефицита газа и вовсе нет предпосылок», — отмечает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

В свою очередь, потребители также заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов на газ, чтобы иметь гарантии на многие годы, добирая на бирже, где продаются месячные и суточные контракты, недостающий объем. Но в условиях роста добычи газа в стране и падения спроса у потребителей нет и такой нужды, поясняет заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач. «Само обязательство выставлять объем на торги должно быть сопровождено некими механизмами, которые позволят продавцам изъять его из уже действующего договоренного объема», — отмечает он.

Без программы-минимум

В соответствии с постановлением правительства РФ объемы торговли газом на бирже могут составлять до 35 млрд куб. м в год, при этом 50% указанного объема — поставки, которые может осуществлять «Газпром», и 50% — независимые от него «Роснефть», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ и другие. При этом минимальные объемы продаж не оговорены.

ФАС и Минэнерго готовят поправки в законодательство, направленные на увеличение объемов торгов на бирже. Но регуляторы пока не могут решить, какой объем компании должны продавать на бирже. ФАС предлагает считать минимальный объем реализации от уровня добычи, Минэнерго же настаивает на расчетах, исходя из поставок на внутренний рынок. По мнению отраслевых экспертов, предложение обязать компании продавать на бирже фиксированный процент от общей добычи газа в условиях падающего спроса может привести к еще большему профициту сырья на внутреннем рынке. «Предложение ФАС идентично предложению брать налог с оборота, а не с прибыли», — поясняет Алексей Гривач.

Тем временем крупнейшие производители газа, которым пока не установили минимум продаж на бирже, собираются их снижать. В ноябре прошлого года вице-президент «Роснефти» Влада Русакова говорила, что компания в 2016 году намерена сократить объем продажи газа на СПбМТСБ и увеличить закупку. С момента запуска биржевых торгов газом в октябре 2014 года «Роснефть» реализовала на бирже свыше 2,4 млрд куб. м газа, что составило 36% всех суммарных биржевых продаж.

Доля НОВАТЭКа от общего объема торгов газом на бирже в 2015 году составила около 9%. Владелец компании Леонид Михельсон отмечал ранее, что компания увеличит объемы продаж, если изменятся некоторые условия торговли, в частности будет снижена зависимость от «Газпрома» как владельца газотранспортной системы. Организация биржевых торгов нуждается во введении новых инструментов, таких, например, как защитные гарантии в случае непоставок газа, согласен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

В динамике цен на СПбМТСБ обращает на себя внимание удивительно низкая волатильность. Очевидно, что цены крепко привязаны к внешнему маркеру. Столь же очевидно, что этим маркером служат регулируемые тарифы, устанавливаемые ФАС для «Газпрома». На них же ориентированы и свободные договоры независимых от газового монополиста продавцов. Поэтому можно сколько угодно совершенствовать технологию биржевых торгов и увеличивать их объемы директивным способом, но, до тех пор пока основные поставки газа в России осуществляются по регулируемым ценам, биржевого ценообразования не получится.

Значимость торгов на СПбМТСБ заметно увеличится за счет перспективы создания к 2025 году общего рынка газа ЕАЭС, полагает Алексей Белогорьев. «В концепции формирования этого рынка прямо указывается, что биржевая торговля должна стать в ЕАЭС ключевым механизмом ценообразования. Нигде, кроме Санкт-Петербурга, такой торговли сейчас нет, это единственный работающий образец. В целом для биржевой торговли газом евразийская перспектива означает, с одной стороны, заметный приток ликвидности, с другой — переориентацию на торговлю с нерезидентами», — полагает эксперт.

Запуск биржевой торговли полтора года назад совпал с острой дискуссией на экспертном уровне относительно реформирования внутреннего рынка газа. Основное внимание в этом обсуждении акцентируется на перспективах либерализации экспорта и ликвидации перекрестного субсидирования при формировании тарифов на транспортировку газа. Позиции «Газпрома» и независимых производителей диаметрально противоположны. Благодаря запуску биржевых торгов газом сложился определенный консенсус по ряду позиций: от регулирования цен для коммерческих потребителей нужно поэтапно уходить; биржевые торги, включая торги производными инструментами, — наиболее реалистичный механизм ценообразования в перспективе 10–15 лет, полагает Алексей Белогорьев. 

Автор: Елена Зотова

Источник: РБК плюс, 17.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики