Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия сенсационно выиграла дело ЮКОСа

Россия сенсационно выиграла дело ЮКОСа

Суд Гааги неожиданно отменил решение о выплате Россией $50 млрд в пользу ЮКОСа. Апелляционный суд заключил, что рассмотрение подобных исков не входило в компетенцию арбитража. Пора ставить точку?

Суд Гааги отменил решение о выплате Россией 50 млрд долларов по делу ЮКОСа. Об этом со ссылкой на представителей России в суде сообщают «Интерфакс» и Bloomberg. «Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате 50 млрд долларов полностью удовлетворена», — приводит цитату «Интерфакс». По словам источника агентства, апелляционный суд установил, что в компетенцию арбитража не входило рассмотрение исков подобного рода.

«Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций», — сообщил собеседник агентства. Он затруднился при этом назвать точные сроки разблокирования российских активов, сославшись на достаточно громоздкую судебную процедуру. «По некоторым искам и жалобам уже установлены графики их рассмотрения в судах, как например, в США. В других, видимо, придется подавать новые заявления», — отметил источник. Вместе с тем, по его словам, у представителей ЮКОСа есть возможность обжаловать сегодняшнее решение Окружного суда Гааги в вышестоящих инстанциях — Апелляционном суде и Верховном суде Нидерландов. «Потому теоретически еще рано говорить о том, что в истории с иском о взыскании с РФ 50 млрд долларов в пользу экс-акционеров ЮКОСа поставлена точка», — добавил собеседник агентства. 

По информации Bloomberg, суд Гааги обязал акционеров ЮКОСа выплатить РФ $55 тысяч компенсации издержек . У представителей компании есть возможность обжаловать сегодняшнее решение в вышестоящих инстанциях — Апелляционном суде и Верховном суде Нидерландов, и они уже заявили, что воспользуются этим правом.

Алексей Карпенко, адвокат, старший партнер компании Forward Legal

«Можно сказать, что Россия победила, причем, на мой взгляд, победила она сенсационно. Лично я отводил мало шансов России на успех в окружном суде Гааги, и я очень приятно удивлен тому, что ей удалось доказать свою правоту. По сути, все сводится к двум основным аргументам, если мы переходим к тонкостям. РФ говорит, что не должна судиться в Гааге, потому что те офшорные компании, которые судятся против России, это не иностранные инвесторы. За ними стоят российские граждане, российские резиденты. Поэтому спор должен рассматриваться в России, по законам Российской Федерации. Оппоненты говорят о том, что это не так, Россия ратифицировала энергетическую хартию, и независимо от того, кто является акционером трех офшорных компаний-истцов, они должны рассматриваться как иностранные инвесторы. Оба аргумента звучат достаточно сильно, суд арбитражный, третейский суд при первом рассмотрении склонился в пользу акционеров ЮКОСа, окружной суд Гааги это решение отменил и услышал аргументы Российской Федерации. Дальше дело далеко не закончено. Эта история будет будоражить общественное мнение, и РФ будет вынуждена защищаться еще как минимум в течение полутора-двух лет. Нас ждут еще две инстанции. Сейчас решение окружного суда будет наверняка обжаловано бывшими акционерами ЮКОСа в Апелляционный суд Гааги, и независимо от его исхода недовольная сторона, кто бы ни выиграл, будет иметь возможность еще оспаривать решение уже апелляционного суда в Верховный суд Голландии. Плюсом для России является то, что те ежемесячные скандальные истории, которые у нас возникали в тех или иных юрисдикциях — Бельгия, Франция, Англия, США — когда арестовывались активы РФ и на них пытались обратить взыскания, это прекращается как минимум в горизонте от полугода до года, пока не будет вынесено решение судом апелляционной инстанции. То есть сейчас российским активам за рубежом ничего не грозит в перспективе полугода-года».

 
Такое масштабное решение не могло обойтись без политической составляющей, полагает политолог Георгий Бовт.
 
Георгий Бовт, политолог, журналист

«Можно только порадоваться за этот суд и за нас тоже. Я не сторонник конспирологических теорий, но, мне кажется, это решение стало результатом неких интенсивных закулисных переговоров и сделок — нас с ними. А под «ними» я понимаю, прежде всего, тех, кто вообще правит балом мировой политики. И не исключено, что в контексте неких таких договоренностей на грани или в рамках сделок, было принято понимание, что не надо Москву, Россию, загонять в угол в дальнейшем. Потому что, я помню, в свое время, когда только было принято решение по ЮКОСу о 50 млрд долларов, один из высокопоставленных людей, видимо, обсуждая эту тему, вышел еще из более высокопоставленного кабинета, и когда его спросили насчет 50 млрд, он ответил примерно так: «Ну, какие 50 млрд, если завтра война?» Заплатить эти 50 млрд — Россия бы не стала их платить все равно, и дальше загонять эту ситуацию в политический тупик значило бы идти на довольно серьезное обострение, на которое идти сейчас уже никто не хочет. Поэтому все искали способ, я предполагаю, как-то разрулить эту довольно абсурдную ситуацию, потому что еще ни одно государство в мире к штрафу в 50 млрд долларов не приговаривали. Ситуация продолжала бы заходить в тупик, потому что Россия по-прежнему не платила бы 50 млрд долларов, а это значит, что все сделки со страной, которая хоть и 2% ВВП имеет, но не последняя в этом мире, они бы были под вопросом во всем мире, а это сворачивание с ней торговли, это выстраивание каких-то хитроумных схем, и самое главное — это все равно что тыкать палкой в муравейник, потому что делать из такой страны изгоя международной торговли и политики — это довольно рискованное мероприятие, из этого надо было как-то выбираться».

 
У истцов остаются аргументы для юридического оспаривания решения, так что это ни в коем случае не конец истории, добавляет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group

«Здесь нужно исходить из того, что сейчас заинтересованные лица и истцы будут пытаться оспорить данное решение по следующим основаниям. Дело в том, что РФ не делала никаких оговорок о неприменении и даже временном неприменении соответствующего договора об Энергетической хартии, как это делала Норвегия, и на момент до проведения ратификации по нему сложно утверждать, что данное условие РФ заявляла на момент подписания договора об Энергетической хартии. Тонкость не только в этом, но по тому основанию, по которому снесли арбитражное решение в настоящий момент, я полагаю, что данное основание может быть приведено истцами, в ближайшее время мы его увидим».

 
В Кремле приветствовали решение Гаагского окружного суда, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

Дмитрий Песков, заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ

«С одной стороны, это решение являлось крупнейшим в практике международного арбитража, а с другой стороны, важно отметить, что впервые за 20 лет отменено решение Гаагского трибунала. Российская Федерация с самого начала этого процесса настаивала на том, что решение трибунала не учитывало важнейшие аспекты международного права. Главным нашим аргументом являлся и является тот факт, что Россия не ратифицировала Энергетическую хартию, на основании которой бывшие акционеры ЮКОСа, а если говорить точнее, три офшорные компании подали иск против Россия. Также Россия предоставляла доказательства того, что бывшие акционеры ЮКОСа не являются иностранными инвесторами и не могут рассчитывать на защиту этой Энергетической хартии, потому что это офшорные компании, которые были подконтрольны российским гражданам. Мы прекрасно понимаем, что это не конец истории, но работа будет продолжаться в самых разных юрисдикциях. Мы исходим из того, что во всех странах начнется немедленный процесс прекращения дополнительного производства, будем работать дальше. Мы говорим, когда нам решение кажется несправедливым, и приветствуем, когда мы считаем их справедливыми. Здесь в данном случае отношение Российской Федерации к международному праву не может никак меняться, мы уважаем международное право, Россия является участницей международной правовой системы в тех сегментах, в которых она является. В данном случае еще раз хочу отметить, что с российской стороны российскими юристами были представлены достаточно аргументированные доказательства и продвигалась достаточно активно аргументация в пользу того, что мы не ратифицировали эту хартию, поэтому здесь я бы не обобщал. Речь идет о судебном процессе, я бы никоим образом его в данном случае не политизировал, мы дальше в рамках судебных процессов намерены последовательно защищать интересы РФ».

 
Минюст России выступил с разъяснением: решение Окружного суда Гааги не снимает арест с российской недвижимости за рубежом, но дает основания требовать этого. Одновременно с заявлением выступил экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. «Запад решил ослабить давление. Мои друзья продолжат противостояние», — написал бизнесмен в Twitter. Геополитическую подоплеку решения гаагского суда комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

«Я бы не сказал «Ослабить давление», я просто сказал бы, что Запад, в лице, прежде всего, Европы, понимает, что чрезмерная охота на Россию, к чему призывают американцы, приводит к серьезным трудностям, прежде всего, для европейцев. Вот тут возникает вопрос: нужно это или нет? Тем более, что на самом деле там ведь еще кучу серьезных решений судебных предстоит принимать в отношениях между Россией и ЕС. Я могу только про энергетическую сферу сказать, сколько исков в Стокгольмском арбитраже лежит по энергетическим вопросам. Если все их принимать против России, тут возникает эффект обратной реакции, потому что Путин неоднократно доказывал, что он на любое действие по известному закону физики пытается придумать какое-то противодействие. У нас еще не все иностранные инвесторы Россию покинули, у нас еще полностью экономические отношения с Европой не разорваны, мягко говоря. И в этом плане я бы понимал, не то, что ослабление, никто Россию прощать не собирается, но у европейцев возникает понимание, что, перейдя совсем уже черту, и начиная уже открытые торговые войны, судебные войны с Россией, они и себе наносят непоправимый ущерб, с чем они согласиться не могут, особенно в условиях продолжающегося экономического кризиса, что Европу тоже захватывает».

 
Получателями по иску являются Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited, которые суммарно владели 51% ЮКОСа, а также Veteran Petroleum Ltd. — пенсионный фонд бывшей нефтяной компании, ему принадлежало 10% акций. Сам экс-глава предприятия Михаил Ходорковский к процессу отношения не имеет: он передал свои 60% акций другим членам совета директоров компании. Крупные доли в Group Menatep Limited — материнской компании Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited — принадлежат Леониду Невзлину, Михаилу Брудно и Владимиру Дубову. Остальные акции компаний-истцов принадлежат 55 тысячам акционеров по всему миру.

На портале BFM.ru проводится опрос: каково ваше отношение к решению в Гааге, считаете ли, что Россия должна бывшим акционерам ЮКОСа. На момент публикации статьи большинство ответивших выбрали первый вариант: «Нет, первое решение о взыскании было несправедливо».

Источник: BFM.RU 20.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики