Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что же случилось в Дохе

Что же случилось в Дохе

Саудовская Аравия не захотела делиться с Россией статусом лидера в вероятной ОПЕК-2

Итак, встреча нефтепроизводителей в Дохе закончилась ничем. Уже согласованный документ так и не был подписан, Саудовская Аравия развалила это начинание. Но история эта дает нам пищу для размышлений.

События последних двух месяцев (начиная с 18 февраля – с заявления о достижении предварительного соглашения между четырьмя странами о фиксации уровня добычи) весьма интересны с точки зрения анализа поведения нефтяного рынка. Традиционно цены объясняют две группы экспертов: первые упирают на фундаментальные факторы и баланс спроса и предложения, вторые – на факторы спекулятивные и монетарные. Вторая группа получила весомую прибавку к своей теории. В феврале – марте на рынке не поменялось ничего, но сама инициатива о замораживании добычи на уровне января несколькими крупными производителями разогнала цены на 50%.

Спекулянты прекрасно знали параметры готовящегося к подписанию в Дохе соглашения. В нем не было никакой интриги. Должна была произойти фиксация добычи на полгода на уровне середины января с мягкой системой мониторинга и без Ирана. Об игре Ирана в «безбилетника» было прекрасно известно заранее, равно как и о готовности Саудовской Аравии и России пока с этим согласиться. Было очевидно, что с точки зрения предложения физической нефти соглашение в Дохе не меняло ничего. Нефтяной навес в 2 млн баррелей в сутки, о котором пишет каждый западный аналитик, никуда бы не исчез. Повторю – все это было прекрасно известно рынку. Но цены росли! Здесь мы грамотно следовали правилу «с волками с Уолл-стрит жить – по волчьи выть». То есть в своих целях стали манипулировать рынком, и успехи были налицо. Раз ОПЕК сдулась, надо менять ее на ОПЕК-2.

Министр Новак отправился в Доху не вести трудные ночные переговоры, а просто подписать давно согласованный документ. Утром воскресенья его, да и всех нас, ждал сюрприз – саудиты вновь вернулись к теме подписания соглашения всеми странами ОПЕК на общих условиях, что было даже технически невозможно сделать. От Ирана и Ливии просто не было нужных участников.

Почему же мы поверили партнерам, надежность которых с самого начала вызывала сомнения? Аргументы на самом деле были. Зависимость бюджета Саудовской Аравии от нефти выше нашего, резервы тают быстро, страна фактически ведет войну в Йемене и должна держать в уме возможный полномасштабный конфликт с Ираном. В этой ситуации лишние миллиарды саудитам никак не помешали бы.

Что же случилось в Дохе? Версия сторонников теории заговора примерно такова. США уговорили саудитов обмануть Россию, снизить цены до минимума, добиться ее развала, а потом поделить рынок между собой. Главный мотив США – экономически додушить Россию. Получается второе издание версии о заговоре 1985 г., которая до сих пор очень живуча. Проблема в том, что никакого заговора тогда не было. Саудиты и вправду начали наращивать добычу в 1985 г. – но до этого они стремительно ее сокращали. С 1980 по 1985 г. падение добычи в Саудовской Аравии составило почти 340 млн тонн! И в 1991 г. – когда распался СССР – саудиты даже не вышли на уровень 10-летней давности. То есть это был не заговор, а попытка поменять стратегию. Сокращение добычи цену не подняло, и тогда они решили заработать на объеме. Собственно, также они вели себя и в 2015 г., да только финансовая ситуация становилась все драматичнее.

К тому же после снятия санкций с Ирана Эр-Рияд очень обижен на Вашингтон. Кроме того, не забудем и готовность США отказаться от публикации информации, касающейся расследования терактов 11 сентября 2001 г. Она могла указывать на причастность Саудовской Аравии к атаке, что могло бы привести к привлечению саудовского правительства к суду. Саудиты даже угрожали продать активы в США и казначейские бумаги на сумму в $750 млрд.

И наконец, США на самом деле в последние два месяца помогали нефтяным ценам расти. Потому что ФРС прекратила рост курса доллара и взяла курс на увеличение инфляции, что автоматически привело к перетоку денег на спекулятивные рынки. Да и вообще, США могут управлять нефтяными ценами без Эр-Рияда.

У конспирологов есть наготове зеркальная версия. Саудиты борются не с Россией, а с американскими сланцевыми производителями. Задача за счет снижения цен убрать дорогую по себестоимости американскую сланцевую нефть с рынка, который потом прибрать к рукам. Концепция тоже слабовата – потому что американские сланцевые производители имеют возможность получать поддержку местной кредитной системы и оказываться на плаву даже при ценах ниже себестоимости. Одни производители банкротятся, другие сохраняются.

Остается такое объяснение. Главным оказалось нежелание Саудовской Аравии расставаться со статусом лидера ОПЕК – ведь в ОПЕК-2 пришлось бы делиться ролью флагмана с Россией. Арабские «понты» и могли стать главной причиной развала соглашения. Тем более что саудиты изначально вели себя очень капризно, постоянно заставляли уговаривать себя.

Выходит, рано мы поверили в суннитскую рациональность. Впрочем, шииты в лице Ирана оказались не намного сговорчивее. В Сирии Иран так и не оказал обещанной поддержки нашей военной операции, переложив всю военную задачу по спасению правительства Асада на Россию. Совершенно удивительна история с переговорами об уточняющих условиях вроде бы уже согласованного предоставления Ирану российских кредитов на $2,2 млрд под атомные и железнодорожные проекты. Иранская сторона показала, что и в этих переговорах она считает себя лидером, устанавливающим условия. Иран захотел пересмотреть цену контрактов на сооружение ТЭС в Бендер-Аббасе и электрификацию железной дороги Гармсар – Инче-Барун. А проект «Бушер-2» был остановлен.

Какие будут последствия этой истории? Тему ОПЕК-2 придется закрыть. Понятно, что с арабскими производителями каши не сварить. С нефтяными ценами ситуация пока неясная. Если доллар будет дешеветь – цена может и не рухнуть. А фактор дефицита инвестиций должен сказаться на уровне предложения. Понятно, что спекулятивная игра сломана.

Но главные последствия, как ни странно, могут быть не в нефтяной, а в политической плоскости. Россию часто убеждают, что правила Realpolitik – это прошлый век. Но действующая власть получает новый урок, что по-другому не выходит. Проблема в том, что и у населения, и у элиты будет крепнуть мнение, что кроме двух хорошо известных союзников никого у нас нет. И политика наша будет выстраиваться исходя из этого принципа.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 18.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики