Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выжать газ по-максимуму

Выжать газ по-максимуму

Албания решила пересмотреть подход к проекту Трансадриатического газопровода

Трансадриатический газопровод (Trans Adriatic Pipeline – TAP) – будущая часть Южного газового коридора, спроектированная для транспортировки голубого топлива из Прикаспийского региона и стран Ближнего Востока в Западную Европу. 3 марта Еврокомиссия одобрила прокладку ТАР, а всего полтора месяца спустя Албания – как один из ключевых игроков в этой схеме – решила пересмотреть правила игры. Не каждый день маленькой, но гордой стране выпадает возможность встать в позу не просителя, а диктатора.

Страна орлов подсчитывает дивиденды

Трубопровод протяженностью 870 километров пройдет от газоконденсатного месторождения Шах-Дениз в Азербайджане через Грецию, Албанию, Италию и оффшорную часть Адриатического моря. Албанская часть этого маршрута – 215 километров труб на суше и 37 под водой, по дну Адриатического моря.

Первая порция азербайджанского газа должна попасть в Европу через ТАР в 2020-м году. Как ожидается, на первых порах ТАР сможет пропускать 10 миллиардов кубометров газа в год, а после полной раскрутки – и все 20.

Ожидания от участия в этом проекте достаточно велики: по словам премьер-министра Эди Рамы, прокладка Трансадриатического газопровода гарантирует Албании 15 тысяч новых рабочих мест на ближайшие 5 лет; а общие вливания в экономику составят около 1 миллиарда долларов. Прямые и косвенные выгоды для страны, по словам Рамы, «бесчисленны»… В частности, в горных районах страны будут проложены около 51 км новых подъездных дорог, и 41 км существующих дорог приведены в порядок. Прокладка трубопровода предполагает модернизацию 42 мостов и возведение трех новых.

Лови момент!

Первые элементы будущего трубопровода уже доставлены из Германии. В портовом Дурресе – втором по величине городе страны – по этому поводу состоялась торжественная церемония. И тут кто-то решил, что маловато будет. 19 апреля стало известно, что правительство Албании инициировало пересмотр соглашения по проекту TAР: страна хочет, чтобы ей обеспечили те же преимущества, что и другим участникам строительства.

В заявлении, которое сделал премьер-министр Эди Рама, подчеркивается: Албания не отказывается от проекта, и работы идут полным ходом: «На сегодняшний день выполнено 56 процентов работ по первой фазе TAP, включающей в себя строительство прилегающих дорог и мостов. Ожидается, что строительство и реконструкция около 100 километров дорог и 43 мостов будут завершены до конца 2016 года, а объем инвестиций в эту часть проекта превысит 60 миллионов евро».

Но Албания хочет (и, видимо, добьется) тех же выгод, которые уже гарантированы другим транзитерам, в частности, Греции.

«Мы ведем переговоры, чтобы получить симметричную выгоду», – поясняет Рама. По словам албанского премьера, нет никаких оснований для того, чтобы Греция или кто-то еще получили больше выгод и преимуществ, чем другие страны-участницы. Под симметричной выгодой, в частности, подразумевается специальный пакет финансирования для местных общин и граждан Албании.

Консорциум готов идти навстречу: официальный представитель ТАР Лайза Дживерт подтвердила, что с правительством Албании ведутся переговоры об улучшении условий контракта.

А нам-то что?

Разработчики проекта TAP – швейцарская EGL, норвежская Statoil и немецкий E.ON Ruhrgas. Акционеры консорциума – британская компания BP (20%), азербайджанская ГНКАР (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарский энергетический холдинг Axpo (5%). Балансовые запасы месторождения Шах-Дениз, откуда будет транспортироваться газ, – 1,2 триллиона кубометров природного газа и 240 миллионов тонн газового конденсата.

На фоне обострившегося весной противостояния в Нагорном Карабахе о проекте ТАР внезапно заговорили в конспирологическом ключе: якобы это Россия пытается таким образом сорвать прокладку газопровода. Однако реальный взгляд на вещи позволяет заметить, что поставки ТАР (максимальные, напомним, 20 миллиардов кубов в год) не сопоставимы с теми 150 миллиардами кубометров, которые поставляет к границам Европы российский «Газпром».

«Этот проект предполагает поставку дополнительных 16 миллиардов кубометров газа… из которых лишь 10 дойдет до Европы, 8 – в Италию и по одному в Грецию и Болгарию. В качестве замены России здесь вообще никакого газа не предусмотрено», – комментирует аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Автор: Лидия Григорьева

Источник: Наша версия, 21.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики