Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выжать газ по-максимуму

Выжать газ по-максимуму

Албания решила пересмотреть подход к проекту Трансадриатического газопровода

Трансадриатический газопровод (Trans Adriatic Pipeline – TAP) – будущая часть Южного газового коридора, спроектированная для транспортировки голубого топлива из Прикаспийского региона и стран Ближнего Востока в Западную Европу. 3 марта Еврокомиссия одобрила прокладку ТАР, а всего полтора месяца спустя Албания – как один из ключевых игроков в этой схеме – решила пересмотреть правила игры. Не каждый день маленькой, но гордой стране выпадает возможность встать в позу не просителя, а диктатора.

Страна орлов подсчитывает дивиденды

Трубопровод протяженностью 870 километров пройдет от газоконденсатного месторождения Шах-Дениз в Азербайджане через Грецию, Албанию, Италию и оффшорную часть Адриатического моря. Албанская часть этого маршрута – 215 километров труб на суше и 37 под водой, по дну Адриатического моря.

Первая порция азербайджанского газа должна попасть в Европу через ТАР в 2020-м году. Как ожидается, на первых порах ТАР сможет пропускать 10 миллиардов кубометров газа в год, а после полной раскрутки – и все 20.

Ожидания от участия в этом проекте достаточно велики: по словам премьер-министра Эди Рамы, прокладка Трансадриатического газопровода гарантирует Албании 15 тысяч новых рабочих мест на ближайшие 5 лет; а общие вливания в экономику составят около 1 миллиарда долларов. Прямые и косвенные выгоды для страны, по словам Рамы, «бесчисленны»… В частности, в горных районах страны будут проложены около 51 км новых подъездных дорог, и 41 км существующих дорог приведены в порядок. Прокладка трубопровода предполагает модернизацию 42 мостов и возведение трех новых.

Лови момент!

Первые элементы будущего трубопровода уже доставлены из Германии. В портовом Дурресе – втором по величине городе страны – по этому поводу состоялась торжественная церемония. И тут кто-то решил, что маловато будет. 19 апреля стало известно, что правительство Албании инициировало пересмотр соглашения по проекту TAР: страна хочет, чтобы ей обеспечили те же преимущества, что и другим участникам строительства.

В заявлении, которое сделал премьер-министр Эди Рама, подчеркивается: Албания не отказывается от проекта, и работы идут полным ходом: «На сегодняшний день выполнено 56 процентов работ по первой фазе TAP, включающей в себя строительство прилегающих дорог и мостов. Ожидается, что строительство и реконструкция около 100 километров дорог и 43 мостов будут завершены до конца 2016 года, а объем инвестиций в эту часть проекта превысит 60 миллионов евро».

Но Албания хочет (и, видимо, добьется) тех же выгод, которые уже гарантированы другим транзитерам, в частности, Греции.

«Мы ведем переговоры, чтобы получить симметричную выгоду», – поясняет Рама. По словам албанского премьера, нет никаких оснований для того, чтобы Греция или кто-то еще получили больше выгод и преимуществ, чем другие страны-участницы. Под симметричной выгодой, в частности, подразумевается специальный пакет финансирования для местных общин и граждан Албании.

Консорциум готов идти навстречу: официальный представитель ТАР Лайза Дживерт подтвердила, что с правительством Албании ведутся переговоры об улучшении условий контракта.

А нам-то что?

Разработчики проекта TAP – швейцарская EGL, норвежская Statoil и немецкий E.ON Ruhrgas. Акционеры консорциума – британская компания BP (20%), азербайджанская ГНКАР (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарский энергетический холдинг Axpo (5%). Балансовые запасы месторождения Шах-Дениз, откуда будет транспортироваться газ, – 1,2 триллиона кубометров природного газа и 240 миллионов тонн газового конденсата.

На фоне обострившегося весной противостояния в Нагорном Карабахе о проекте ТАР внезапно заговорили в конспирологическом ключе: якобы это Россия пытается таким образом сорвать прокладку газопровода. Однако реальный взгляд на вещи позволяет заметить, что поставки ТАР (максимальные, напомним, 20 миллиардов кубов в год) не сопоставимы с теми 150 миллиардами кубометров, которые поставляет к границам Европы российский «Газпром».

«Этот проект предполагает поставку дополнительных 16 миллиардов кубометров газа… из которых лишь 10 дойдет до Европы, 8 – в Италию и по одному в Грецию и Болгарию. В качестве замены России здесь вообще никакого газа не предусмотрено», – комментирует аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Автор: Лидия Григорьева

Источник: Наша версия, 21.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики