Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяникам отказали в переносе акцизов на АЗС. Поднимется ли цена бензина до 50-60 рублей?

Нефтяникам отказали в переносе акцизов на АЗС. Поднимется ли цена бензина до 50-60 рублей?

По словам экспертов, такое возможно в обозримой перспективе, если акциз вырастет. Критична ли ситуация для нефтяников?

Минфин отказал нефтяникам в переносе акцизов на АЗС. Как сообщает РБК, свою позицию замминистра финансов Юрий Зубарев обосновал в письме руководителям компаний.

Месяц назад «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Башнефть» просили президента Путина перенести уплату акцизов на заправки. С апреля показатель повысился на 2 рубля — уплата с литра бензина, а также на 1 рубль — с дизтоплива. Представитель «Роснефти» заявлял, что уплатой акциза нефтеперерабатывающие заводы фактически кредитуют бюджет, так как топливо еще не продано конечному покупателю. Вице-президент ЛУКОЙЛа Геннадий Федотов говорил, что после роста акцизов производители почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%.

Для нефтяников нынешняя ситуация не настолько критична, как они говорят, во всяком случае, пока, говорит заведующий сектором фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Агибалов. Он считает перенос уплаты акцизов на АЗС плохой идеей и вот почему:

«Потому что она действительно усложнит систему налогообложения в секторе и создаст дополнительные сложности и риски в том числе для потребителей. То есть сейчас выплачивают акциз заводы, и это всего порядка 30 крупных агентов по уплате акциза. Если же все переносится на уровень АЗС, то это порядка 30 тысяч заправок, и насколько четко, как будет поставлен учет, здесь вопрос открытый. На самом деле, скорее всего, могут произойти большие потери и неполное покрытие сборов. На мой взгляд, это для НПЗ никакой существенной проблемы не представляет. Данный налог напрямую переносится на плечи потребителей, ну и на действия: с некоторым лагом, с некоторой задержкой он отражается в розничных ценах. Но в принципе, данный налог не несет в себе каких-то сложностей, администрирования каких-то рисков. Единственное — если действительно из года в год будет сильно повышаться акциз, то, так или иначе, это постепенно будет влиять на потребление бензина. Если акциз очень сильно вырастет, для нас цена поднимется в обозримой перспективе до 50-60 рублей за литр, что весьма вероятно в перспективе 2020 года, то, конечно, часть пользователей может просто сократить потребление бензина и сократить использование автомобиля в личных целях, а больше пользоваться общественным транспортом.

В качестве одного из аргументов того, почему нельзя перенести акциз с нефтяников на автозаправки, замминистра финансов назвал риск увеличения нелегального оборота нефтепродуктов. Такое действительно возможно, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Такое возможно, конечно, какие-то объемы будут появляться с самоваров, но опять же любопытно, что Минфин, который у нас все-таки за бюджет больше отвечает, пытается отвечать и за то, что в ведении уже надзора технического. Не то принципиальное зерно нефтяники обсуждают с властями. То есть они обсуждают, по сути, технические детали, в то время, как нужно обсуждать ситуацию с акцизами как таковую. Как мы помним, это уже с 1 апреля произошла вторая индексация и, конечно, на высококлассные сорта топлива, то есть на экологические евро-5, допустим, уже должны были эти акцизы быть, по сути, ниже. То есть инвестиции делались под то, что вот обещания властей, что нефтяники будут меньше платить акцизов, а получилось совсем по-другому. Это надо было обсуждать. Но это уже неизбежность, бюджетные характеристики слабели и нужно было изыскивать дополнительно порядка 90 млрд рублей, это все новое повышение принесет бюджету. Причем там опять же с этими деньгами тоже как поступить — большой вопрос, там распределение между федеральными дорожными фондами и региональными. И второй важнейший момент — это все-таки увязывание роста акцизных ставок с отменой транспортного налога, что изначально подавалось как основополагающая идея. И получается, что автолюбители в конце проиграли». 

Тем временем цены на бензин в России продолжают расти. За последнюю неделю — с 11 по 17 апреля — бензин подорожал на 5 копеек. Таким образом, по данным Росстата, на 18 апреля средняя цена топлива на АЗС составила 35 рублей 38 копеек. Сильнее всего цены на бензин на прошлой неделе взлетели в Магадане — более чем на 3%. В Москве рост составил 0,1%.

Источник: BFM.RU, 22.04.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики