Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский транзит: Брюссель поддержал паразитирование Киева на России

Украинский транзит: Брюссель поддержал паразитирование Киева на России

Европейский комиссар по вопросам климата и энергии Мигель Ариас Каньете заявил, что Евросоюз до сих пор заинтересован в Украине как транзитере российского газа в Европу.

Каньете также заявил, что Еврокомиссия готова содействовать заключению нового соглашения о транзите между Россией и Украиной, так как нынешний документ истекает в 2019 году.

По мнению Каньете, несмотря на политические и экономические трудности, Украина продолжает оставаться надежным транзитером газа, поэтому в интересах всех сторон является перезаключение транзитного договора между Россией и Украиной.

При этом, Каньете отметил в своем заявлении в первую очередь восточноевропейские и центральноевропейские страны, поэтому его слова де-факто не касаются проекта «Северный поток-2», который поведет российский газ в Германию и Западную Европу.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вся эта проблема упирается в тот факт, что пункты сдачи российского газа «Газпромом» по действующим долгосрочным контрактам находятся даже не на границе Украины с той же Польшей, а, например, в австрийском хабе Баумгартен.

«Газпром» все время искал и ищет возможности для того, чтобы без рисков, связанных с украинским транзитом, выполнять свои обязательства. В настоящий момент работа здесь продолжается, но решения пока не найдено. Тем более, исходя из заявления Каньете, становится понятным, что сохранение украинского транзита – это политическая задача для Евросоюза», - заключает Гривач.

Гривач отмечает, что слова Каньете являются установкой отдельных политических сил, которая направлена на то, чтобы сохранить доходы Украины от транзита газа, как и сохранить всю эту транзитную систему, которая в принципе создает существенный риск для российских газовых поставок в Евросоюз.

«Кроме того, чтобы заключить такой договор с Украиной для начала нужно хотя бы провести переговоры, а пока этого не было, как и какой-либо инициативы с украинской стороны по этому вопросу. Наоборот, Украина делает все для того, чтобы укрепить российскую сторону в своих опасениях, что процесс таких переговоров будет сильно политизированным и, таким образом, серьезно обремененным дополнительными рисками», - резюмирует Гривач.

По мнению Гривача, какой-либо нормальный переговорный процесс с современной Украиной по этому, по свой сути, чисто коммерческому вопросу на сегодня крайне маловероятен.

«Об этом свидетельствует обстановка дел во всех других областях российско-украинских отношений – по ассоциации, по торговому взаимодействию и по погашению суверенного долга, который Украина просто отказалась платить России, а, кроме того, все по тем же газовым вопросам. Дело в том, Украина берет и в нарушение действующих контрактных положений, в одностороннем порядке принимает у себя решения по увеличению ставки транзита для российского газа», - констатирует Гривач.

Гривач считает, что в такой ситуации очень сложно планировать долгосрочную деятельность и перезаключение контракта с Украиной как таковое, поэтому вызывает сожаление позиция европейских чиновников и политиков в том, что они сознательно хотят сохранить этот элемент газовой нестабильности политическими методами, что, в конечном счете, противоречит интересам самой Европы.

«Европейских политиков можно понять, поскольку они хотят сохранить этот донорский поток из России, который сейчас питает Украину и дает этой стране валюту, в том числе и на выплату своего долга перед западными кредиторами, но, в свою очередь, им нельзя забывать, что это создает серьезные риски и проблемы для газоснабжения Европы российским газом», - заключает Гривач.

Еврокомиссия, как отмечает Гривач, фактически предлагает себя в качестве посредника в этом вопросе между Россией и Украиной, причем этим действием она, по сути, видит укрепление своей роли в этих делах и пытается получить новый рычаг давления на Москву.

«В нормальной ситуации для транзита достаточно контрактных обязательств и каких-то технических переговоров между участниками данной сделки, но здесь с Украиной постоянно приходится проводить специальные мероприятия. Например, подписывать всевозможные Зимние пакеты и Летние пакеты, а также прочие документы, которые появились на свет за последние 2 года. Причем все эти вещи нужны для того, чтобы гарантировать на какое непродолжительное время выполнение Украиной обязательств по транзиту. Однозначно, это ненормальная ситуация», - резюмирует Гривач.

Так что, Еврокомиссия путем лоббирования росийско-украинского договора по газу «убивает сразу двух зайцев».

Во-первых, Еврокомиссия, таким образом, делает вид, что продолжает свою линию по поддержке Украины и по борьбе с Россией. Во-вторых, пытается сохранить для Украины постоянный источник финансирования из России, чтобы минимизировать собственные вложения в эту страну. В-третьих, пытается путем таким манипуляций воздействовать на общую политику Москвы.

Другой вопрос, что проекта «Северный поток-2» этот вопрос не касается, поэтому потери, в любом случае, будут существенно минимизированы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики