Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ямал-СПГ» деньгами обеспечен»

«Ямал-СПГ» деньгами обеспечен»

НОВАТЭКу и его партнерам по «Ямал-СПГ» больше не придется вкладывать в проект собственные средства

Акционерам «Ямал-СПГ» не придется вкладывать в проект собственные средства, так как уже получено полное финансирование из внешних источников. Большую часть предоставили китайские партнеры, однако в проекте приняли участие и Сбербанк с Газпромбанком. Причем кредит последних был застрахован агентством ЭКСАР (входит в Группу Российского экспортного центра). Эксперты указывают, что благодаря тому, что стоимость сжижения газа у ямальского СПГ одна из самых низких в мире, у него хорошие перспективы на мировых рынках. 

Проект НОВАТЭКа «Ямал-СПГ» получил все необходимое финансирование и выходит на финишную прямую. Как рассказали «Газете.Ru» в «Ямал-СПГ», договоры с китайскими банками в совокупности с предоставленными средствами ФНБ и кредитными линиями российских банков обеспечивают необходимый проекту объем финансирования, привлекаемого из внешних источников.

«Это позволяет реализовать проект без привлечения дополнительных средств со стороны акционеров», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Всего внешнее финансирование составило около $19 млрд. Банк развития Китая предоставил кредит на €5,06 млрд и 5,29 млрд юаней, Экспортно-импортный банк КНР — €4,28 млрд и 4,47 млрд юаней, около €730 млн поступило от фонда «Шелкового пути». Еще 150 млрд руб. проект получил из Фонда национального благосостояния в обмен на выпущенные облигации, приобретенные Минфином. И наконец, кредит на €3,6 млрд предоставили Сбербанк и Газпромбанк.

Причем этот кредит получил страховое покрытие от Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). В соответствии с заключенным договором ЭКСАР предоставило ПАО «Сбербанк» и АО «Газпромбанк» страховое покрытие кредита в размере €3,6 млрд на 15 лет, выделенного на ОАО «Ямал-СПГ» в целях создания экспортно ориентированного производства сжиженного природного газа.

По словам гендиректора агентства Алексея Тюпанова, эта сделка стала крупнейшей в истории существования ЭКСАР.

Как отметили в ЭКСАР, предоставление нового инструмента поддержки экспортно ориентированных производств в России стало возможным благодаря изменениям, которые были внесены 21 марта в правительственное постановление «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков». Страхование кредита для реализации экспортно ориентированного проекта «Ямал СПГ» — первая сделка в рамках нового продукта ЭКСАР.

По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, государство таким образом фактически страхует собственные деньги, так как Сбербанк является госкомпанией, а Газпромбанк близок к государству.

«Ямал-СПГ» — проект строительства завода по производству сжиженного природного газа, который будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения (его запасы оцениваются в 926 млрд кубометров, проектный уровень добычи — около 27 млрд кубометров в год). Контрольным пакетом проекта (50,1%) владеет НОВАТЭК, французской Total принадлежит 20%, китайская CNPC также владеет 20%, еще 9,9% принадлежит китайскому фонду «Шелкового пути». Мощность «Ямал-СПГ» — 16,5 млн т сжиженного газа, предполагается строительство трех линий по 5,5 млн т.

Причем, как сообщалось ранее, 96% продукции уже законтрактовано в основном потребителями Азиатско-Тихоокеанского региона. Как пояснили «Газете.Ru» в «Ямал-СПГ», речь идет об общих объемах продукции, то есть законтрактовано уже около 15,84 млн т СПГ. «Ямал-СПГ» «находится в стадии активного строительства», начало производства запланировано на 2017 год.

«Более 80% СПГ с проекта законтрактовано в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — рассказывает представитель «Ямал-СПГ». — Но есть и контракт с испанской Gas Natural Fenosa. Важно, что российский газ не поставляется по системе трубопроводов в Испанию».

Несмотря на то что порт Сабетта, через который будет отгружаться ямальский СПГ, считается арктическим, поставки будут идти круглый год: в период летней навигации — напрямую потребителям АТР через Берингов пролив, в период зимней навигации — традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Для «Ямал-СПГ спроектированы и строятся специальные танкеры ледового класса ARC7 (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение летней навигации — в восточном направлении по Северному морскому пути.

«У ямальского газа одна из самых низких стоимостей сжижения, что повышает его конкурентоспособность и позволяет отправлять на дальние расстояния», — комментирует старший вице-президент Argus Вячеслав Мищенко.

Зампред правления НОВАТЭКа Марк Джетвей 9 мая заявил, что себестоимость сжиженного газа с проекта «Ямал-СПГ» будет ниже $3 за тыс. куб. футов (это меньше $3 за 1 млн британских термических единиц, БТЕ).
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин приводит февральские цены на СПГ в Англии и Бельгии — $4,02 и $3,9 за 1 млн БТЕ соответственно. При этом на рынках Японии, Китая, Кореи и Индии цена сжиженного газа находится в диапазоне $4,2–4,38.

Дальнейшее развитие и перспективы проекта «Ямал-СПГ» будут зависеть от условий, предложенных поставщиками сжиженного газа из США и Австралии, которые уже в 2018 году планируют ввести в строй новые мощности по сжижению на 60 млн и 53 млн т соответственно. Вячеслав Мищенко отмечает, что Австралия на сегодняшний день уже проигрывает, так как из-за роста затрат на свои СПГ-проекты цена австралийского газа будет выше, чем у ямальского.

В середине апреля Австралия заявляла о своих планах к 2020 году утроить экспорт сжиженного газа, доведя его до 75 млн т. По словам австралийского премьер-министра Малькольма Тернбулла, на тот момент СПГ из Австралии будет обеспечивать 40% импорта Китая и Японии и 25% закупок Южной Кореи.

США в начале года начали экспорт своего СПГ в Европу, однако пока это небольшие объемы (было отправлено лишь несколько танкеров-газовозов в Европу и Бразилию). В настоящее время в Америке работают первая очередь завода Sabine Pass и терминал на Аляске, их общая мощность составляет около 5 млн т в год. 

Автор: Ирина Быстрицкая  

Источник: Газета.Ru, 13.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики