Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за Ноябрь 2008 г.

Топ-лист событий за Ноябрь 2008 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за Ноябрь 2008 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Мировые котировки нефти снизились ниже отметки в $50 за баррель

    Тенденция сопровождается огромным количеством апокалиптических и катастрофических прогнозов. Снижение цен на нефть уже приводит к пересмотру инвестиционных программ и по сути является бомбой, заложенной под мировую экономику. В ноябре вышло несколько докладов посвященных оценке будущего отрасли. Отметим только новый доклад Международного энергетического агентства (IEA), который прогнозирует коллапс в 2015 году при нынешней инвестиционной политике. Компания CERA прогнозирует разрыв между спросом и предложением на уровне 250 млн баррелей. Как видим, ФНЭБ не одинок в своих оценках и уверен, что высокие цены на нефть неизбежно вернутся.

  2. Официально заявлены прогнозы снижения добычи в 2008 г. и планы нефтяных компаний по сокращению инвестиций в добычу и разведку в 2009 г.

    По нашему мнению, это крайне тревожные симптомы. Эпоха советских месторождений уходит в прошлое. Поддерживать добычу на них становится все труднее, и отрасль, безусловно, нуждается в инвестициях в новые проекты. Небольшой рост инвествложений в разведочное бурение и в геологоразведку был заметен в 2006 – 2008 гг., но этого явно недостаточно. Нынешняя тенденция, своего рода, бомба и под российскую, и под мировую экономики. По некоторым оценкам экспертов, прирост запасов, который мы наблюдали в 2007 г., был связан вовсе не с реальными разведочными работами, а с «бумажным» пересчетом этих запасов. Уменьшение инвестиций в геологоразведку для отрасли катастрофично.

  3. Продолжение снижения налогов для нефтяного комплекса: снижение налога на прибыль за счет федеральной части для всех компаний и установка новых экспортных пошлин для нефтегаза

    Еще в мае во время выступления в Госдуме перед голосованием о назначении премьер-министром, Владимир Путин говорил, что мы 80% доходов нефтяных компаний изымаем в виде налогов. Тем самым было задано направление новой налоговой политики в отрасли, направленной на снижение налоговой нагрузки на компании. Естественно, это происходит ускоренными темпами в условиях падения стоимости нефти, потому что у нефтяных компаний появился прекрасный повод оказывать давление на правительство. Сейчас за счет государства будет происходить сокращение фискальных сборов с компаний, но при этом сами они все равно планируют сокращение инвестиций. Т.е. получается, что государство компенсирует выпадение доходов от снижающихся цен на мировом рынке. Но снижение налогов не решает главной проблемы – обеспечение притока инвестиций в долгосрочные проекты. Собственники компаний боятся передела собственности и отъема активов, а государственные менеджеры боятся, что их рано или поздно могут из компаний выгнать. Поэтому психологически никто сейчас инвестировать в длительные проекты не готов. И только налоговыми мерами эту ситуацию не исправить.

  4. Комитет высокого уровня неформального объединения Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) выработал проект устава «газовой ОПЕК»

    Идея Форума не лишена оснований. Во-первых, потому что ситуация на рынке газа отличается от ситуации на рынке нефти. Газ сконцентрирован в гораздо меньшем числе стран, чем нефть. Широко известно, что три страны – Россия, Иран и Катар контролируют до 55% мировых доказанных запасов газа. Во-вторых, стоимость газа привязана к стоимости нефти на европейском рынке с отставанием в 4-6 месяцев. И автоматически падение цен на нефть, которое связано исключительно с фондовой игрой, влечет за собой и падение цен на газ. Важно понять, что с одной стороны нефть и газ – товары-субституты. Но их взаимозаменяемость не полная, поскольку все же у них разные экономические и экологические свойства. Создание полноценной «газовой ОПЕК» - настолько сложный проект, что реализован он может быть через 15 или более лет. Мы видим три страны, которые имеют совершенно разные позиции на мировом рынке. Катар является крупным экспортером именно сжиженного газа. Россия пока сжиженный газ не экспортирует и планирует выход на рынок только в феврале следующего года. Иран вообще не экспортирует газ по политическим и экономическим причинам. Три разные страны, сложная политическая ситуация, рынок сжиженного газа бурно развивается, но пока еще только за счет трубопроводов никакого рынка создать нельзя. И, наконец, нельзя забывать, что Газпром уже перезаключил контракты с основными крупными потребителями в Европе, и эти контракты действуют до конца 2020-х гг. То сеть на новую систему можно перейти только за счет разрыва старых контрактов. Это еще большой вопрос – как Газпром будет переходить с долгосрочных контрактов на спотовую торговлю. ФНЭБ считает, что газ, безусловно, является топливом, имеющим перспективу роста цен, но готов ли рисковать Газпром?

  5. Активизация переговоров о кооперации с ОПЕК

    В последнее время вице-президент компании «Лукойл» Леонид Федун выступил в СМИ в поддержку идеи о присоединении России к нефтяной ОПЕК.  Необходимо отметить два момента. Во-первых, влияние ОПЕК на мировую политику в последнее время упало. И если еще пять лет назад саммит ОПЕК вызывал пристальное внимание, и рынок на него реагировал всегда, то теперь любые решения ОПЕК абсолютно никак на рынок не влияют. Мы собрались вступать в ОПЕК в тот момент, когда организация находится фактически на грани, как минимум, серьезного реформирования. Напомним, что в свое время в ОПЕК собирался вступать еще СССР, но отказался от этой идеи. И теперь не самая подходящая для этого ситуация. Второй момент заключается в том, что нельзя исключать, что кооперация с нефтяной ОПЕК будет являться неким дополнительным объяснением снижения уровня добычи в России. А ведь падение добычи – очень опасное явление.

  6. Россия и Китай приостановили переговоры о поставках нефти и предоставлении кредитов

    Приостановление переговоров – серьезное поражение «прокитайской партии» в российском нефтегазовом комплексе. Очевидно, что обещание вице-премьера Игоря Сечина к 25 ноября подписать договоры не выполнено, и очевидно, что вице-премьер попытается ситуацию изменить. Значит, тема экспорта нефти в Китай не закрыта. И, безусловно, это будет одна из основных тем развития российского нефтяного комплекса.

  7. Обострение российско-украинских отношений

    Много раз Россия обращала внимание европейских партнеров на то, что Украина является страной, создающей риски транзитов. Но никто не помог нам решить эту проблему, считая ее сугубо российской. Сейчас мы не понимаем, как взыскать задолженность, потому что судебное решение, надо полагать, на Украину не повлияет. Единственный вариант, если Украина использует для выплаты долга кредит МВФ, но в реалистичность такого развития событий верится с трудом. Иными словами, пока ситуация патовая. Неясен уровень спроса на газ на Украине в следующем году, непонятна цена и непонятно, когда вернут этот долг. Не исключено, что январь, по ставшей уже недоброй традиции, станет очередным периодом обострения российско-украинской газовой войны.

  8. Цены на бензин

    Ситуация с ценами на бензин обсуждалась весь месяц. Очевиден парадокс: на мировом рынке цена нефти упала в три раза, а в России цена на бензин практически на это не отреагировала. Сокращения составили крохи. Это еще одно свидетельство того, как устроен российский топливный рынок. Вертикально интегрированные компании разделили между собой регионы, и фактически мы имеем дело с монополией. И проблема, конечно, заключается в том, что добыча, переработка и сбыт принадлежат одним и тем же компаниям. Пока в России не будет независимой нефтепереработки, ожидать того, что наш рынок станет быстрее реагировать на колебания мировых цен на нефть, совершенно не приходится. Государство пытается ультимативными мерами снизить цену на бензин, но удается это сделать буквально на смешные проценты. Приходится констатировать, что ноябрь показал, насколько опасна монополизация российского топливного рынка.

  9. Изменение акционерной структуры КТК

    Увеличение доли России в акционерной структуре КТК породило надежду, что проект расширения трубопровода сдвинется с мертвой точки. Однако главная проблема КТК заключается вовсе не в структуре акционерного капитала, не в налоговом режиме работы, не в поиске источника финансирования проекта – из кредитов или из прибыли, а в том, что Россия никак не может понять, нужен ли ей вообще этот проект. Российское правительство никак не может для себя решить, является ли нефть Казахстана конкурентом российским энергоресурсам или проект КТК можно использовать для извлечения дохода на транзите. Пока эту дилемму не решат, расширение КТК, видимо, с мертвой точки не сдвинется.

  10. Ситуация с башкирскими нефтехимическими предприятиями

    Информация о том, что АФК «Система» получит контрольные пакеты основных башкирских предприятий нефтехимического комплекса, еще раз напомнила, что передел собственности в стране не окончен и продолжается довольно активными темпами. Президент Башкирии Муртаза Рахимов держится у власти, несмотря на регулярно появляющиеся прогнозы о неизбежности его скорой отставки, и, конечно, не желает делиться активами ценными республики. Интересно, что в ноябре в Башкирии прошло сразу несколько серьезных демонстраций, в том числе и в поддержку Рахимова. Фактически в период экономического кризиса президент Башкирии начинает шантажировать федеральный центр тем, что может сознательно дестабилизировать политическую и социальную ситуацию в регионе в случае, если произойдет отъем собственности. То есть даже федеральные тяжеловесы пока не в состоянии убрать с поста президента Башкирии Муртазу Рахимова и никак не могут добиться завершения передела собственности в республике. Безусловно, в ближайшее время Башкирия станет поставщиком новостей как на нефтяные, так и на политические темы.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики