Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ТАР «Газпрому» не помеха

ТАР «Газпрому» не помеха

Аналитик Александр Пасечник — о значении Трансадриатического газопровода для европейского рынка газа

Брюссель по-прежнему не унимается в развитии новых маршрутов поставок газа в Европу, альтернативных российским газотранспортным проектам. На прошлой неделе в Салониках состоялась торжественная церемония начала строительства Трансадриатического трубопровода (TAP). Участвовавший в мероприятии зампредседателя Европейской комиссии Марош Шефчович заявил, что считает это событие «историческим», и попытался произнести несколько слов на греческом языке.  

Тем не менее столь помпезный старт отнюдь не означает благополучного скорого финиша — не факт, что проект вообще будет реализован. Его вполне может постичь судьба отмененного «Набукко» (Nabucco), на который Еврокомиссия возлагала большие надежды. Ведь TAP — всего лишь очередная интерпретация так называемого «Южного газового коридора», к перспективе которого есть ряд вопросов.

Во-первых, инвестиционный интерес к этому проекту не очевиден, ведь, учитывая сегодняшнюю низкую конъюнктуру цен на газ, сроки окупаемости проекта существенно удлинятся — инфраструктура в последние два года не стала стоить кратно дешевле, как голубое топливо. Сметное удешевление проектов при этом если и произошло, то лишь на 10–15%. А, как известно, начальная строительная смета ТАР сегодня оценивается во внушительные €5,6 млрд.

Во-вторых, есть вопросы с наполнением трубопровода — ресурсной базой TAP в плане стоит газ со второй очереди азербайджанского месторождения Шах-Дениз, по которому есть сдвиги от плановых сроков ввода и посредственная динамика освоения. Вовсе не факт, что поставки газа в Европу со второй очереди этого месторождения начнутся как намечено — в 2019 году.

В-третьих, объемы не столь внушительны для ЕС — речь о начальных 10 млрд кубометров, которые могут появиться на юге Италии и будут «размыты» на ее рынке. Поэтому четкого плана дальше тянуть маршрут нет, равно как и резона.

Но план европейцев обширен. Предполагается, что маршрут пройдет из греческого Комотини по дну Адриатического моря на юг Италии. А получателями газа должны стать еще и страны Южной Европы. «ТАР открывает возможность дальнейшего экспорта каспийского газа в Германию, во Францию, в Великобританию, Швейцарию и Австрию», — сообщил оператор проекта ТАР AG (BP владеет 20%, SOCAR — 20%, Snam S.p.A. — 20%, Fluxys — 19%, Enagas — 16%, Axpo — 5%).

Необходимо здесь учесть и тенденцию стремительного падения внутреннего производства газа на территории Европейского союза. Низкая конъюнктура цен на газовое топливо также поспособствует росту спроса на него, в том числе за счет вытеснения угля из сектора генерации электроэнергии и неизбежного «усмирения» популярных в Старом Свете всевозможных «зеленых» альтернатив (ВИЭ). Получается, что импорт голубого топлива в ЕС будет постепенно расти, и 10 млрд кубометров годовой мощности TAP на фоне российских 140–150 млрд сегодняшних поставок выглядят мизером. И это пока вся диверсификация Брюсселя на южном направлении.

А как известно, Европейский союз акцентирует внимание именно на южном векторе. Брюссель давно твердит, что зависимость стран юга, юго-востока Европы от России слишком велика и надо эти государства спасать от «гегемонии» «Газпрома». Однако в итоге азербайджанский газ в объеме 10 млрд кубометров распределится в следующих пропорциях: «львиную долю» в 8 млрд кубометров заберет Италия, и лишь 2 млрд кубометров достанутся Греции и Болгарии. Хотя итальянский рынок — это один из самых благополучных в ЕС с позиций палитры поставщиков. Там действительно есть российский газ, но там есть газ с севера Африки, есть приемные СПГ-терминалы. То есть в Италии давно сложился конкурентный рынок голубого топлива. Выходит, Брюссель намерен «спасать» Италию, где и так все прекрасно с точки зрения энергетической безопасности, а не балканские территории. При этом странно, что в Италии цены на газ в сравнении с другими странами европейского лагеря одни из самых высоких.

Таким образом, с точки зрения усиления конкуренции для «Газпрома» катастрофы нет. Хотя построение Брюсселем пресловутой системы энергетических противовесов «Газпрому» надо учитывать, но больших рисков для России как поставщика не возникнет. Наоборот, можно допустить, что актуализация TAP может подстегнуть интерес к российским магистралям в Европе (например, предлагаемому «Газпромом» новому газотранспортному проекту Poseidon), которые имеют стабильную ресурсную базу и более высокий потенциал в части гарантий по подрядам и инвестициям.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 24.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики