Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Монголия может осушить Байкал

Монголия может осушить Байкал

Озеро Байкал оказалось под угрозой. Как пишут СМИ, ее создают планы соседей по строительству трех ГЭС. Насколько серьезны эти опасения?

На закрытом совещании в Минэнерго было сказано, что угрозу озеру Байкал несут планы соседей по строительству трех крупных гидроэлектростанций на реке Селенга и ее притоках, пишут «Известия» со ссылкой на свои источники. 

Возведение новых ГЭС готовы спонсировать китайцы. Один из банков КНР выделил создание на инфраструктуры 827 млн долларов, отмечает издание.

По данным «Известий», Монголия ждет от России скидку на электроэнергию, и на совещании в министерстве звучала мысль, что лучше эту скидку дать. Иначе Байкал может ожидать судьба Аральского моря.

Угрозы, исходящие от строительства ГЭС, не так серьезны, как об этом пишут СМИ, но ничего хорошего такая стройка Байкалу действительно не принесет, говорит директор Лимнологического института сибирского отделения РАН Андрей Федотов.

Андрей Федотов, директор Лимнологического института сибирского отделения РАН

«Судьба Аральского моря ему не грозит. Во-первых, 70% бюджета реки Селенги, на которой они будут строить электростанцию и которая является основным притоком Байкала, формируется на российской территории, то есть только 30% формируются на территории Монголии. Помимо Селенги, есть еще другие реки, вторая часть водного баланса Байкала — Верхняя Ангара, Баргузин. Не получится так, чтобы весь Байкал вдруг остался без воды. Проблема будет в другом — в качестве воды, которая получится после выполнения этих плотин. Изменится качество воды, которая поступает на российскую территорию. Если посмотреть на снимки из космоса, в месте слияния перед границей в районе города Сухэ-Батор реки Селенги и реки Орхон река Орхон более мутная, чем река Селенга. Соответственно, если Селенга будет менее водной, соотношение селенгинской и орхонской воды будет в сторону уже орхонской воды. На российскую территорию будет приходить вода другого качества».

Ведущий аналитик по электроэнергетике Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что Россия может предложить Монголии массу вариантов для компромисса.

Игорь Юшков, ведущий аналитик по электроэнергетике Фонда национальной энергетической безопасности

«В Монголии потребление электроэнергии не так велико, поэтому альтернативу найти можно вплоть до элементов распределенной энергетики, торфяных станций. Вариантов, я думаю, можно рассмотреть много, в сравнении с которыми незамечание Байкала — это слишком большая плата для того, чтобы в Монголии была дешевая электроэнергия. Я думаю, что одной из козырных карт России здесь может быть статус Байкала для мирового наследия, поэтому можно давить на Монголию, чтобы они отказывались от таких проектов, которые загубят самое большое озеро в мире. С Монголией можно и нужно договариваться. Намекая, они хотят не столько обеспечить себя электроэнергией, а, может быть, рассчитывают на то, что можно экспортировать вырабатываемую электроэнергию в Китай. С другой стороны, Китаю нужна электроэнергия на восточном побережье, где сосредоточены основная промышленность и население, а от Монголии протянуть сеть в Китай — будет высокая себестоимость доставки, будут высоки потери в сетях. Вполне возможно договориться с монголами, чтобы, во-первых, не конкурировать с ними на рынке энергоносителей Китая, а во-вторых, обеспечить Монголию доступной электроэнергией. Я думаю, что это будет слишком затратно для России. Здесь вопрос переговоров. Нам важно занять жесткую позицию, что Байкал является наследием всего человечества, и ради какой-то гидроэлектростанции не нужно губить это наследие».

В Минприроды России заявили, что в ходе переговоров по проекту строительства Шурэнской ГЭС Монголия уже пообещала не производить каких-либо действий, негативно влияющих на экосистему Байкала.

Источник: BFM.RU, 24.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики