Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Первопричина ситуации с ГЭС на Селенге в том, что цена электричества для Монголии в последнее время серьезно приросла

Первопричина ситуации с ГЭС на Селенге в том, что цена электричества для Монголии в последнее время серьезно приросла

Представители России и Монголии снова обсуждают вопрос об экологических рисках возведения ГЭС на впадающей в Байкал реке Селенга и ее притоках, сообщил представитель Минприроды РФ Николай Гудков 24 мая. По его словам, в декабре 2015 года стороны договорились о заморозке проекта. В планах Монголии изначально было возведение ГЭС «Шурен» на реке Селенге, на реке Орхон, и на реке Эгийн-гол.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Сегодня экономика Монголии проходит фазу динамичного развития, усиливается тренд на урбанизацию. Поэтому стремительно растет и энергопотребление. В последние несколько лет этот показатель растет примерно на 8-10% ежегодно. Чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимы новые мощности. Поэтому монголы хотят построить себе ГЭС на реке Селенге, которая питает Байкал. Но стройка, как считают специалисты, пагубно скажется на эколандшафте озера Байкал и природе Прибайкалья. Возникает экологическая угроза сродни той, что произошла с Аралом. Поэтому не удивительно, что глава Минприроды России Сергей Донской проявляет озабоченность сложившимися обстоятельствами. А недавно прошло и совещание в Минэнерго России по данной проблеме.

В национальных интересах России не допустить экологической катастрофы в этом регионе. Поэтому мы обращаемся в международные организации, которые могут быть причастны к финансированию строительства монгольской ГЭС, например в Мировой банк. По данным СМИ, пока переговоры по инвестициям приостановлены, есть первые шаги навстречу, но это не финальные решения. Переговоры продолжаются, но взаимопонимание между нашими странами пока не достигнуто. Москва настаивает на продолжении экспертизы и проработке альтернатив, поскольку территории на Селенге заповедные. Плюс зеркало испаряемой воды при запуске ГЭС нарушит климат, пострадает вся экосистема дельты реки. Поэтому необходимо вместе с Монголией думать, какие могут быть альтернативные источники устранения республиканского энергодефицита. Пока «Россети» анализируют, какие можно изыскать излишки, чтобы организовать переток из Бурятии, Забайкалья, Иркутской области. Но навряд ли сейчас есть такие возможности без дополнительных инвестиций, так что ситуацию быстро урегулировать не получится.

Полагаю, что первопричина возникшей ситуации в том, что у нас в России сильно меняется экспортное ценообразование, и цена электричества для Монголии в последнее время серьезно приросла. Темпы по ценнику галопируют. Поэтому актуализировав повестку с ГЭС, Монголия пытается получить от России дисконт и выбить еще какие-то субсидии на развитие своих альтернатив, получить инвестиции в сетевое хозяйство. 

Собственная генерация Монголии покрывает до 80% потребностей страны. В основном это угольная генерация, есть даже дизель, а также солнечные и ветровые электростанции, но, правда, малой мощности. В основном это все создавалось с начала 1950-х и вплоть до 1980-х годов при помощи СССР. За счет построенных угольных станций и собственных угольных месторождений, у которых тоже наблюдается динамика, они и обеспечивают себя на четыре пятых. Опять же по сравнению с гидрогенерацией угольная такой экологичностью похвастаться не может. Однако у монголов свои представления об экологии, которые с нашими, как видим, не совсем совпадают, и консенсуса пока достичь не удалось. Но важно, что проблема вышла в публичное поле, и обсуждение ее решения будет продолжаться. Надеюсь, что будут приняты резолюции, способные удовлетворить обе стороны. Скорее всего, придется нам в какой-то степени уступить. Будет размен. С нашей стороны – скидка, инвестиции в инфраструктуру, организация перетока электроэнергии из России в Монголию. Этот комплекс мероприятий будет сдерживать инициативы Улан-Батора по строительству ГЭС. Такой сценарий развития наиболее вероятен и приемлем, так как конфликт – абсолютно не партнерский путь для давних соседей. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 26.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики