Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический хаб между океанами

Энергетический хаб между океанами

«Роснефть» укрепляет позиции на рынке нефтепереработки в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Вчера в Джакарте «Роснефть» и индонезийская Pertamina подписали рамочное соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о проведении технико-экономического обоснования, удовлетворяющего требованиям банков для организации финансирования проекта по строительству нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Tuban в восточной части острова Ява и создании совместного предприятия для реализации проекта. Принципиальная договоренность об этом была достигнута на прошлой неделе на сочинском форуме Россия — АСЕАН. Ранее «Роснефть» была признана победителем конкурса на долевое участие в комплексе Tuban.

Кроме того, подписанное соглашение предусматривает изуче-ние перспектив реализации совместных проектов в области поставок нефти и нефтепродуктов, логистики и инфраструктуры, возможности вхождения Pertamina в качестве акционера в проекты «Роснефти» в области разведки и добычи в России и партнерства в рамках международных совместных предприятий в нефтепереработке.

Идти туда, где растет спрос

«Сейчас Индонезия импортирует произведенные из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура, и «Роснефти» важно поставлять нефть в страну напрямую», — отметил глава компании Игорь Сечин во время недавнего визита в Джакарту. «Десять лет назад Индонезия добывала 71 млн тонн нефти, сегодня — 38 млн тонн, а к 2030 году это будет 11 млн тонн, — заявил он на саммите Россия — АСЕАН. — И это при росте потребления. Конечно, это создает условия для нашего интереса и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу».

В последние годы из нетто-экспортера Индонезия превращается в глобального энергетического потребителя. Большую роль здесь играют темпы демографического роста (Индонезия занимает четвертое место в мире по численности населения, в стране проживают около 260 млн человек). Рынок во многом ориентируется на потребление моторного топлива, а продажи автомобилей и объем перевозок — функция не только от состояния экономики, но и от демографической кривой. При этом в Индонезии значительный рост ВВП — по прогнозам, выше 5% в год.

Неудивительно, что, по оценкам аналитиков, в ближайшее время государство станет одним из лидеров потребления топлива в АТР. Для удовлетворения растущего спроса нефтеперерабатывающие мощности до 2020 ода должны увеличиться с 1 млн баррелей до 2,3 млн баррелей в сутки. «Если взглянуть в будущее на несколько лет вперед, наши ресурсы постепенно сокращаются, они не такие уж богатые, — заявил директор департамента нефти и газа министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Виратмайя Пуйя, выступая на саммите Россия — АСЕАН. — Но экономика при этом растет, население растет, это показывает, что нам необходимо импортировать большие объемы нефти».

Однако перерабатывать сырье индонезийцы планируют у себя. И хотя на данный момент страна является нетто-импортером моторного топлива и нефтехимической продукции, в ближайшие годы власти планируют создать мощные НПЗ на собственной территории. И надо сказать, что за участие в этих проектах борются крупнейшие игроки нефтяного рынка: о своем интересе к строительству НПЗ и долгосрочным поставкам нефти в Индонезию в разное время заявляли Saudi Aramco, китайская Sinopec и консорциум тайских компаний PTT Global Chemical Public Company и Thai Oil.

Индонезия — стремительно растущий рынок, и поэтому проекты по нефтепереработке и нефтехимии вызывают такой ажиотаж. По мнению экспертов, даже по сравнению с другими перспективными странами АТР индонезийский рынок — самый привлекательный, и поэтому стремление крупнейших нефтяных компаний утвердиться на нем вполне обоснованно. «Создавать производство в Индонезии выгодно: переработал нефть и везешь куда угодно — хоть в Австралию, хоть в Японию, — заявил газете «Ведомости» директор Rupec Андрей Костин. — Поэтому в регионе регулярно обсуждается множество новых проектов. Особенно привлекательны проекты по строительству нефтехимических комплексов, ведь на продукты нефтехимии в регионе стремительно растет спрос».

«Масштабы индонезийского рынка сопоставимы с внутрироссийским, — говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник. — Соглашение с Pertamina будет способствовать реализации энергетической стратегии России по экспортной диверсификации «Восток — Запад». Смысл этой стратегии в том, что есть не только Европа, но и Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем более в Европе — долгая рецессия, а азиатские рынки показывают стабильный потенциал роста».

«Реализация условий подписанного соглашения в перспективе позволит расширить присутствие «Роснефти» на рынке энергоносителей Индонезии, укрепит ее статус как надежного партнера в нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе и создаст основу для развития новых совместных проектов в России и третьих странах», — говорится в пресс-релизе компании.

По итогам подписания документа председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин отметил: «Мы приветствуем подписание соглашения с Pertamina. Географическое положение Индонезии — на стыке акваторий двух океанов, Тихого и Индийского, — открывает для страны возможность стать глобальным транспортным и энергетическим хабом, важнейшей точкой роста мировой экономики. Очевидно, что решение такой глобальной задачи невозможно без обеспечения устойчивого развития экономики страны, ее надежного снабжения топливно-энергетическими ресурсами. В этой связи установление парт-нерских отношений с Pertamina является логическим продолжением расширения деятельности «Роснефти» в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Азиатские НПЗ «Роснефти»

По словам представителя министерства энергетики Индонезии Виратмайи Пуйи, Россия для его страны — наиболее предпочтительный партнер. «Что касается переработки, у РФ есть прекрасные технологии, — заявил он на саммите Россия — АСЕАН. — И мы рассчитываем, что российские партнеры примут участие в строительстве НПЗ Tuban на острове Ява, который очень близок к области потребления — 70% населения живет в этом регионе». Проектная мощность первичной переработки комплекса Tuban составляет 15 млн тонн в год. Сырье — импортируемые средние и тяжелые сернистые сорта нефти. Проектом предусмотрено строительство крупной установки каталитического крекинга мазута, а также нефтехимического комплекса. Предполагается, что комплекс сможет принимать супертанкеры класса VLCC дедвейтом до 300 тысяч тонн. Кроме того, Pertamina неоднократно заявляла, что проект предусматривает строительство нефтехимического комплекса. Расширенная конфигурация завода позволит производить продукцию со значительной добавленной стоимостью, а значит, существенно возрастает инвестиционная привлекательность проекта. Неудивительно, что «Роснефть» проявляет такой интерес к комплексу. С другой стороны, для индонезийской стороны было важно найти опытного партнера.

Известно, что «Роснефть» участвует в совместных нефтеперерабатывающих предприятиях в данной сфере в Германии, Италии и Белоруссии. По итогам 2015 года компания переработала 12,2 млн тонн сырья за пределами РФ, причем в первом квартале 2016 года выпуск нефтепродуктов «Роснефтью» на зарубежных НПЗ составил 3,26 млн тонн (+25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). И есть серьезные планы по участию в перспективных нефтеперерабатывающих проектах за границей, в первую очередь, на растущем южноазиатском рынке. В этом году «Роснефть» войдет в акционерный капитал индийской Essar Oil Limited, владеющей одним из крупнейших НПЗ в городе Вадинар, розничной сетью АЗС и морским терминалом для приема нефти и отгрузки нефтепродуктов, принимающим сверхбольшие танкеры.

Мощность нефтеперерабатывающего комплекса Вадинар в настоящее время составляет 20 млн тонн в год. По объемам переработки НПЗ является вторым в Индии, а по уровню технологической сложности входит в десятку лучших заводов мира. НПЗ обладает высокой гибкостью по сырью и способен перерабатывать тяжелые сорта нефти. Essar Oil Limited планирует реализовать программу модернизации, расширив мощность НПЗ до 25 млн тонн, включая производство 1 млн тонн пропилена и полипропилена.

Essar Oil Limited владеет также сетью из 2 тысяч заправочных станций по всей Индии. В планах компании расширение сети до 5 тысяч АЗС. Отмена регулирования ценообразования на розничном рынке Индии открывает перспективу роста розничных продаж.

Согласно опубликованным недавно данным Международного энергетического агентства, Индия станет главным мировым драйвером роста на рынке моторного топлива: к 2040 году потребление моторного топлива в этой стране удвоится до 10 млн баррелей в сутки, а уже в 2017 году потребление бензина вырастет на 12%.

«Надо сказать, что «Роснефть» неслучайно сделала ставку на индийскую нефтепереработку и розницу — это было весьма дальновидное решение, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — В результате «прорыва в Индию» «Роснефть» получает серьезный источник дополнительного финансирования освоения крупных месторождений Восточной Сибири и не просто гарантию сбыта добываемой на них нефти, но и прямой доступ на внутренний рынок Индии — четвертый в мире по импорту нефти. В результате «Роснефть» сохраняет свою позицию наиболее привлекательной для инвестиций российской нефтяной компании».

Стоит отметить также, что находится на финальной стадии технико-экономическое обоснование нефтеперерабатывающего комплекса в китайском Тяньцзине. Проект по строительству НПЗ будет реализовывать «Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания», совместное предприятие «Роснефти» и CNPC («Роснефти» в нем принадлежит 49%). Продукты нефтепереработки планируется продавать в КНР и на региональных рынках. Предполагаемая мощность завода по первичной переработке нефти — 16 млн тонн в год, а комплекса по производству ароматических углеводородов — 1,4 млн тонн в год по параксилолу, глубина переработки — более 95%. По мнению экспертов, данные инвестиции позволят «Роснефти» выйти на рынок Китая, который является второй экономикой мира. Китайское правительство гарантирует СП право на самостоятельный импорт нефти, возможность реализации нефтепродуктов и продукции нефтехимии на внутреннем рынке и их безлимитный экспорт.

Не стоит забывать, что, несмот-я на снижение экономического роста в КНР, годовой темп прироста ВВП все еще составляет здесь 6%. Проект строительства Тяньцзинского НПЗ будет способствовать также укреплению связей с CNPC — важным партнером российской нефтяной компании.

Вхождение в акционерный капитал Essar Oil Limited и строительство Тяньцзинского НПЗ — элементы долгосрочной стратегии. Их реализация позволит создать уникальные синергии в регионе и даст импульс для стремительного развития трейдингового подразделения компании.

Опыт модернизации в Туапсе

Накануне саммита Россия — АСЕАН Игорь Сечин ознакомил индонезийскую делегацию, в состав которой вошли министр государственных предприятий Рини Соемарно и президент компании Pertamina Дви Соетжипто, с опытом реконструкции Туапсинского НПЗ. Как известно, масштабная инвестиционная программа «Роснефти» предусматривает увеличение мощности старейшего в отрасли нефтеперерабатывающего предприятия до 12 млн тонн нефти в год и глубины переработки — до 98,5%. В результате модернизации завода индекс сложности Нельсона возрастет до 9 и достигнет уровня аналогичных показателей НПЗ в Западной Европе. Безусловно, и об этом говорят большинство экспертов, в ходе модернизации Туапсинского завода компания приобрела компетенции мирового уровня, позволяющие проектировать и строить современные технологически сложные НПЗ как на территории России, так и за рубежом.

Как отмечает эксперт Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов, «расширение нефтепереработки за рубежом — это престижное направление развития нефтегазового и нефтехимического бизнеса, которое подчеркивает должный уровень отечественных технологий. Неслучаен и выбор страны для сотрудничества. «Роснефть» может стать первопроходцем на страдающем от недостатка топлива рынке Индонезии, что укрепит позиции обеих стран, а также позволит компании получить дополнительную выручку». По словам ряда экспертов, «Роснефть» и Pertamina ориентируются именно на внутренний рынок Индонезии. «Если компания будет поставлять на НПЗ собственную нефть, это принесет ей добавленную стоимость», — уверяют они.

Проект по строительству НПЗ в Индонезии, судя по всему, будет реализовываться на принципах проектного финансирования, что минимизирует для «Роснефти» необходимость инвестирования собственных средств. К тому же, как сообщается в релизе компании, вначале планируется подготовить технико-экономическое обоснование проекта, базовое проектирование (BED) и расширенное базовое проектирование (FEED) и лишь затем принять финальное инвестиционное решение по проекту.

А значит, российская компания пока ничего не теряет. Зато приобретает очень многое. Она может застолбить себе место на одном из самых перспективных рынков нефтепродуктов и заключить долгосрочные контракты на поставки энергоносителей. Нельзя забывать также, что Индонезия — потенциальный партнер России по освоению шельфа, и представители Pertamina уже не раз заявляли о том, что планируют войти в шельфовые проекты «Роснефти» в качестве акционера.

Следует отметить, что российская компания продемонстрировала миру свои компетенции не только в области нефтепереработки, но и в сфере геологоразведки и добычи. Она создала собственный высокотехнологичный сервисный бизнес и теперь может выполнять функции оператора в важных проектах за рубежом, причем как на суше, так и на шельфе. Это повышает уровень доверия к «Роснефти» со стороны иностранных инвесторов и позволяет ей создавать международные энергетические хабы и укреплять позиции на азиатском рынке. Развитие сотрудничества с индонезийскими партнерами — это часть стратегии, направленной на укрепление позиций компании в АТР — самом быстрорастущем регионе мира. 

Автор: Мария Золотова

Источник: Труд, 27.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики