Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры нефти не боятся: зальют ли трейдеры весь мир черным золотом

Танкеры нефти не боятся: зальют ли трейдеры весь мир черным золотом

Малаккский пролив, по которому проходит с четверть всей транспортируемой по морю нефти, встал в судоходную пробку. Множество танкеров с нефтью застыли в воде, стали на якорь с десятками миллионов баррелей в трюмах. Неужели рынок нефти достиг такого уровня перенасыщения, что излишки производства просто негде реализовать? Или на то существуют иные причины? В ситуации разбиралось Федеральное агентство новостей.

На полпути между Персидским заливом и Китаем, у берегов Сингапура, образовался какой-то водный паркинг: суда стоят чуть ли не бампер к бамперу и терпеливо чего-то ждут. Эксперты считают, что это все игры трейдеров, желающих заработать на покупке-продаже топлива. 

«Эту нефть трейдеры купили по низкой цене, чтобы перепродать ее потом по пути к потребителю. Цена выросла, они остановили эти танкеры и ждут, когда она поднимется еще выше. То есть нефть складируется для того, чтобы больше заработать», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Достаточно посмотреть на специальную карту, где красными точками отмечены дрейфующие или стоящие на якоре суда с нефтью. 

Танкеры нефти не боятся: захлестнут ли трейдеры весь мир «черным золотом»

И как-то сразу вспомнилось, что именно глобальное перенасыщение рынка нефти в 2014 году начало процесс снижения цен более чем на 70%. Сейчас объемы нефти, хранящиеся в водах Юго-Восточной Азии, являются самыми высокими минимум за последние пять лет. И это далеко не предел. 

«В мире производится нефти больше, чем потребляется, но подписанные контракты долгосрочные. Поэтому она хранится не только на танкерах, но и в подземных и портовых хранилищах. Перепроизводство никуда не ушло, и, несмотря на падение производства нефти в США, нерентабельность многих сланцевых проектов, падение производства в Нигерии, забастовку в Кувейте, пожары в Канаде, до равновесия и баланса предложения и спроса пока далеко», — продолжает эксперт.

При этом, учитывая это перенасыщение, цена на нефть растет, это показывает, что в реальности монетарные (или биржевые) факторы играют большую роль, чем баланс спроса-предложения.

«Рынок поменялся из-за того, что торгуют фьючерсами, а не реальными контрактами на поставку нефти. Фьючерсы до стадии поставки просто не доходят, это бумажная нефть. Там важно, сколько денег крутится в экономике. Чем дешевле кредиты, тем больше их набирают игроки на бирже и покупают на них фьючерсы на нефть и другие товары. Завтра состоится выступление главы ФРС (Федеральной резервной системы) США. Если там будет объявлено о повышении ставки, деньги станут дороже, брать кредиты станет сложнее, и не останется возможностей купить фьючерсы,. На них не будет спроса, и нефть подешевеет», — говорит собеседник ФАН. 

Желание трейдеров заработать в этом случае подвергается серьезному риску. Понимая, что цены падают, и большой прибыли не извлечь, они могут начать выкидывать громадные объемы сырой нефти на рынок. Справится ли рынок с такой нагрузкой? 

«Далеко не все начнут чуть ли не за бесценок продавать нефть, которая хранится в танкерах. Кто-то, наоборот, будет хранить их до лучших времен, как это делал Иран до выхода на рынок после санкций. Но коллапса не будет: иначе он бы уже произошел. Но пока мы видим, что перепроизводство сохраняется, а цены растут. Нас пугали, что Иран выйдет из-под санкций и зальет весь мир нефтью, но после этого топливо стало стоить не 25, а 50 долларов за баррель. Изменилась только ставка ФРС и экономика самих компаний, трейдеров, банков. А на рынке только больше добывать стали: Саудовская Аравия увеличила производство, Россия ставит рекорды за постсоветский период. Это, повторюсь, еще раз говорит о преимуществе монетарных факторов», — резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 26.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики