Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Платить за друзей Китай не собирается» (аудио)

«Платить за друзей Китай не собирается» (аудио)

Визит Владимира Путина в Китай придаст мощный импульс стратегическому партнерству Москвы и Пекина, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Поездка президента России в КНР состоится в июне. Однако не стоит рассчитывать, что прагматичный Китай будет дружить с Москвой просто так, отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Когда Запад применил против нас санкции, сразу возникли надежды на партнерство с Китаем. Считалось, что Поднебесная подставит нам плечо и окажет поддержку, тем более что формула партнерства легко просматривалась: у Китая есть деньги, у нас — ресурсы. Это вроде как инь и янь. Потом многие эксперты стали говорить о том, что ставка на Китай не работает. Дескать, Китай не слишком охотно вкладывает деньги в нашу экономику, мало покупает активов, Ну, если кто-то ждал, что Китай начнет заниматься альтруизмом — то да, наверное, КНР таких людей разочаровала. Но это скорее наша привычка так строить внешнюю политику: через попытки завалить друзей пряниками за наш счет. Китай дружит гораздо прагматичнее. Платить за друзей он совершенно не собирается, наоборот, стремится на них заработать. К этому надо быть готовыми. И это касается не только России.

Когда Европа отказалась покупать иранскую нефть, Тегеран рассчитывал на поддержку Китая. А Китай стал требовать дисконта, считая, что Ирану больше деваться некуда. Но сделки с Китаем идут. Скажем, китайцы купили доли в «Сибуре» и в проекте «Ямал СПГ». Последний не так давно полностью закрыл проблемы с финансированием при помощи китайских кредитов. Но что нужно Китаю? Получить гарантированный доступ к ресурсам — то есть поставки должны приоритетно идти в Китай, а не в другие страны. Добиться возможности сбыта своей продукции и контрактов для своих предприятий. Так, Китай упорно пытается связать кредиты для «Ямал СПГ» с закупкой оборудования именно у китайских компаний. Ну и, наконец, добиться выгодных цен.

Китай всегда будет стараться выжать максимум из своих контрагентов. Возьмем историю строительства нефтепровода в Китай: Пекин уже после заключения контракта стал требовать от «Роснефти» дисконта. Кроме того, предоплата за поставки была оформлена как кредит. С газовым контрактом, заключенным два года назад, многих ошибок удалось избежать. Он был заключен по ценам чуть выше, чем тогдашние цены на европейском рынке. А гадать, сколько будет стоить газ в момент начала поставок, смысла нет, потому что надо знать, сколько будет стоит нефть через несколько лет. Контракт же имеет нефтяную привязку. При этом «Газпром» не стал брать предоплату и правильно сделал. Потому что оказалось дешевле занять деньги в других местах, плюс теперь нет обязательства брать китайские товары. А ведь изначально Китай, например, очень хотел пристроить нам свои трубы. Поэтому в последнее время Китай начал жаловаться, что строительство «Силы Сибири» идет не слишком быстрыми темпами. Однако есть контракт, в нем есть сроки начала поставок, если они будут сорваны — пожалуйста, можно идти в суд. Пока же паниковать рано. Поэтому если ты не хочешь проиграть, будь готов долго торговаться с Китаем. Нечего удивляться, что контракт по западному маршруту так и не был заключен. Мы хотим получить цену не меньше, чем в Европе, особенно если учесть, что у газа Уренгойского узла есть рынок сбыта в ЕС. Китай же в этой части страны уже имеет газ из Центральной Азии, а, значит, и ценовой ориентир. При этом ему нужно, чтобы при доставке газа на восточный берег он был дешевле австралийского и прочего СПГ. Пока стороны пытаются «перевисеть» друг друга, но ведь цель у нас — не сами контракты, а их более выгодные условия.

Будет, кстати, неудивительно, если мы быстрее расширим объем поставок по восточному маршруту, чем подпишем договор по западной нитке. Однако ресурсы Китаю все равно нужны, так что не стоит думать, что козыри только на руках у Пекина. Ждать вечно не может даже он.


Источник: Коммерсантъ ФМ, 01.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики