Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Платить за друзей Китай не собирается» (аудио)

«Платить за друзей Китай не собирается» (аудио)

Визит Владимира Путина в Китай придаст мощный импульс стратегическому партнерству Москвы и Пекина, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Поездка президента России в КНР состоится в июне. Однако не стоит рассчитывать, что прагматичный Китай будет дружить с Москвой просто так, отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Когда Запад применил против нас санкции, сразу возникли надежды на партнерство с Китаем. Считалось, что Поднебесная подставит нам плечо и окажет поддержку, тем более что формула партнерства легко просматривалась: у Китая есть деньги, у нас — ресурсы. Это вроде как инь и янь. Потом многие эксперты стали говорить о том, что ставка на Китай не работает. Дескать, Китай не слишком охотно вкладывает деньги в нашу экономику, мало покупает активов, Ну, если кто-то ждал, что Китай начнет заниматься альтруизмом — то да, наверное, КНР таких людей разочаровала. Но это скорее наша привычка так строить внешнюю политику: через попытки завалить друзей пряниками за наш счет. Китай дружит гораздо прагматичнее. Платить за друзей он совершенно не собирается, наоборот, стремится на них заработать. К этому надо быть готовыми. И это касается не только России.

Когда Европа отказалась покупать иранскую нефть, Тегеран рассчитывал на поддержку Китая. А Китай стал требовать дисконта, считая, что Ирану больше деваться некуда. Но сделки с Китаем идут. Скажем, китайцы купили доли в «Сибуре» и в проекте «Ямал СПГ». Последний не так давно полностью закрыл проблемы с финансированием при помощи китайских кредитов. Но что нужно Китаю? Получить гарантированный доступ к ресурсам — то есть поставки должны приоритетно идти в Китай, а не в другие страны. Добиться возможности сбыта своей продукции и контрактов для своих предприятий. Так, Китай упорно пытается связать кредиты для «Ямал СПГ» с закупкой оборудования именно у китайских компаний. Ну и, наконец, добиться выгодных цен.

Китай всегда будет стараться выжать максимум из своих контрагентов. Возьмем историю строительства нефтепровода в Китай: Пекин уже после заключения контракта стал требовать от «Роснефти» дисконта. Кроме того, предоплата за поставки была оформлена как кредит. С газовым контрактом, заключенным два года назад, многих ошибок удалось избежать. Он был заключен по ценам чуть выше, чем тогдашние цены на европейском рынке. А гадать, сколько будет стоить газ в момент начала поставок, смысла нет, потому что надо знать, сколько будет стоит нефть через несколько лет. Контракт же имеет нефтяную привязку. При этом «Газпром» не стал брать предоплату и правильно сделал. Потому что оказалось дешевле занять деньги в других местах, плюс теперь нет обязательства брать китайские товары. А ведь изначально Китай, например, очень хотел пристроить нам свои трубы. Поэтому в последнее время Китай начал жаловаться, что строительство «Силы Сибири» идет не слишком быстрыми темпами. Однако есть контракт, в нем есть сроки начала поставок, если они будут сорваны — пожалуйста, можно идти в суд. Пока же паниковать рано. Поэтому если ты не хочешь проиграть, будь готов долго торговаться с Китаем. Нечего удивляться, что контракт по западному маршруту так и не был заключен. Мы хотим получить цену не меньше, чем в Европе, особенно если учесть, что у газа Уренгойского узла есть рынок сбыта в ЕС. Китай же в этой части страны уже имеет газ из Центральной Азии, а, значит, и ценовой ориентир. При этом ему нужно, чтобы при доставке газа на восточный берег он был дешевле австралийского и прочего СПГ. Пока стороны пытаются «перевисеть» друг друга, но ведь цель у нас — не сами контракты, а их более выгодные условия.

Будет, кстати, неудивительно, если мы быстрее расширим объем поставок по восточному маршруту, чем подпишем договор по западной нитке. Однако ресурсы Китаю все равно нужны, так что не стоит думать, что козыри только на руках у Пекина. Ждать вечно не может даже он.


Источник: Коммерсантъ ФМ, 01.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики