Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты рассказали о перспективах «Газпрома» в Балтии

Эксперты рассказали о перспективах «Газпрома» в Балтии

Снижение цены на сжиженный природный газ, поставляемый из Норвегии в Литву, спровоцирует уход российских поставщиков с этого рынка. Эксперты рассказали, действительно ли «Газпром» теряет потребителей в Балтии.

В 2016 году Литва намерена импортировать больше газа из Норвегии, чем из России, которая ранее была ее единственным поставщиком.

Норвежский сжиженный природный газ (СПГ) в Литве продается по конкурентным ценам, считает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. «От того, какое ценообразование предложит литовским партнерам „Газпром“, зависит, удержит ли компания свои позиции на этом рынке», — отметил он.

Несмотря на то, что США являются наиболее важным стратегическим партнером Балтии, от поставок американского газа Литва отказалась по ряду экономических и технологических причин. «Это исключительно вопрос цены, а не политики. Если „Газпром“ предложит адекватные условия, не хуже чем Норвегия, то у компании есть все шансы укрепить свои позиции на рынке», — считает эксперт. 

В последнее время большая часть контрактов в Европе заключаются не по принципу «бери и плати», а на основе спотовых торгов. Газпром уже перевел многие контракты на эту систему ценообразования, которая наиболее точно отражает текущие рыночные реалии.

«Преимущество Литвы в том, что у нее есть терминал по приему СПГ — его нет ни у Эстонии, ни у Латвии. Предложение организовать поставки из Литвы в другие балтийские республики неоднократно озвучивалась. Это вполне реально, учитывая, что сейчас многие проекты дотируются из Брюсселя. Если ЕС выделит деньги, реализовать доставку СПГ в соседние страны станет возможно, но вряд ли балтийские республики потянут этот проект за счет собственных средств», — резюмировал Пикин. 

Решение закупать СПГ в Норвегии заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает исключительно политически мотивированным.

«Литва запустила терминал, в которые вложены колоссальные деньги — примерно 50 млн. долларов в год они должны платить за аренду, содержание портовой и газотранспортной инфраструктуры. Руководством страны было принято политическое решение давить на покупателей, тем более что часть из них — госкомпании. Литовское законодательство фактически обязывает потребителя закупать СПГ, вне зависимости от того, сколько он стоит и какие альтернативные варианты существуют на рынке. С этого года Литва отказалась раскрывать информацию о стоимости норвежского СПГ. Но если судить по прошлому году, когда поставки были невелики, даже без учета стоимости содержания инфраструктуры, сжиженный газ обходился покупателям примерно в 1,5 раза дороже российского. А с учетом остальных издержек, минимум в 2 раза. Это дорого для Литвы, а если к цене добавить стоимость транспортировки по сетям, то для стран-соседей это будет еще дороже. План может быть реализован только из политических соображений. Литва использует метод нечестной конкуренции, когда искусственно ограничивается возможность работать одних игроков в поле других», — подчеркнул Гривач

В норвежском газе заинтересована и Польша, рассматривающая проект газопровода в Северном море, который позволит ей получать газ из Норвегии через Данию и Балтийское море.

Сегодня стало известно, что долгосрочный контракт между государственной газовой компанией Польши PGNiG и «Газпромом» не будет продлен, так как Польша считает цену российского газа завышенной. В 2015 году PGNiG потребовала от «Газпром экспорта» пересмотреть тарифы, вопрос, скорее всего, будет решаться в арбитражном суде. 

Как отметил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев, заявления польской стороны компанию не смущают, так как есть действующий контракт, и есть просьбы польской стороны о наращивании поставок, пишет «Российская газета».

Кроме того, как пояснил Медведев, заместить российские поставки СПГ пока нереально.

Капитализация «Газпрома» составляет 3,9 трлн рублей (53 млрд евро). Выручка компании за 2015 год составила 6,1 трлн рублей (82,9 млрдд евро), чистая прибыль — 805,2 млрд рублей (10,9 млрд евро). Операционные показатели (2015 г.): добыча газа — 419,5 млрд куб. м, нефти — 44 млн т, выработка электроэнергии — 147,9 млрд кВтч. Доказанные запасы: газа — 23,7 трлн куб. м, нефти — 1,4 млрд т.

Источник: Sputnik Латвия, 31.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики