Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пугало для трейдеров: почему страны ОПЕК не могут договориться

Пугало для трейдеров: почему страны ОПЕК не могут договориться

Встреча министров Организации стран — экспортеров нефти, проходящая в Вене, не поможет ОПЕК выработать единую политику, несмотря на то, что перед мероприятием много говорилось о намерениях участников картеля установить ограничения по коллективной добыче. Такое мнение в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей высказал преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Если в декабре прошлого года члены ОПЕК приняли решение сохранять добычу на текущем уровне, то уже весной разговоры о заморозке уровня добычи нефти для поддержания цены разгорелись с новой силой. Прийти к единому мнению в апреле члены ОПЕК не смогли: во многом этому помешал Иран, с которого только-только сняли санкции и который заявил о намерении вернуться на уровни досанкционной добычи. Перед июньским заседанием о готовности поддержать идею заморозки высказался Эр-Рияд. 

«Отношусь к заседанию пессимистично. Если уж в Дохе не смогли ни о чем договориться, то и сейчас вряд ли. Страны ОПЕК добывают 40% от мирового производства нефти, но когда на заседание приезжали другие крупные игроки, вроде России, то в сумме выходило больше половины производства. Но они не договорились даже о заморозке объемов добычи, которые есть уже сейчас. Вряд ли будет достигнуто какие-то соглашение», — комментирует собеседник ФАН.

По словам Юшкова, цена на нефть в конце прошлого года была низкой и все предлагали сократить объемы добычи, чтобы цена выросла. Но все изменилось весной. «В Дохе саудовский принц позвонил министру нефти и велел ничего не подписывать. К тому моменту цена выросла с 25 до 40 долларов за баррель, и он подумал, что стратегия Саудовской Аравии сработала. Изначально саудиты старались добывать по максимуму, чтобы цена упала как можно ниже, и множество проектов стало нерентабельно, в том числе и добыча сланцевой нефти, добыча на шельфе. А тут и цена пошла вверх, и добыча в Штатах упала: вроде как стратегия работает», — продолжает эксперт.

С момента встречи в Дохе прошло время, цена еще выросла — до 50 долларов за баррель. Поэтому какой смысл сейчас членам ОПЕК что-то подписывать? Иран вышел на досанкционные объемы производства, а цена все равно вырастает.  

«Здесь возникает еще один вопрос: если ограничивать себя в объемах добычи, каждому надо выдать какую-то квоту, как это всегда было в ОПЕК. И тут надо решить, сколько получит Иран. Когда против него ввели санкции, эту долю на рынке забрала Саудовская Аравия. А сейчас ей нужно сократить объемы поставок нефти в Европу и отдать этот рынок Ирану. Понятно, что Эр-Рияд этого делать не будет. Всем нужно много денег, но никто не собирается сокращать объемы производства. Все хотят максимальной прибыли, иначе их подвинет с рынка, например, Венесуэла», — утверждает Юшков.

Получается, что министры из стран, участниц ОПЕК, хотят, чтобы саудиты сократили объем производства. Но этого, повторимся, ждать наивно. Единственное, на встрече может быть зафиксирована новая планка, на которую они вышли со времен прошло встречи.  

«ОПЕК — умершая организация, которая не работает в том направлении, в каком создавалась. Страны ОПЕК не влияют на цены на нефть. Если раньше это влияние было прямым (сокращают объем производства — цена вырастает) и работал баланс спроса и предложения, то потом запустили механизм торговли нефтяными фьючерсами, и их цену определяют уже не производители, а торговые площадки. Единственное, когда они делают резкое и неожиданное заявление, то трейдеры на бирже пугаются, и работает психологический эффект, который быстро проходит. То есть ОПЕК выполняет функцию пугала для трейдеров. Это чисто консультативный орган, выпускающий отчеты и статистику, не более», — резюмирует эксперт.

Автор: Дмитрий Пятов 

Источник: ФАН, 02.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики