Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ничего личного — бизнес: «Газпром» отказывается от газопроводов на Украину

Ничего личного — бизнес: «Газпром» отказывается от газопроводов на Украину

 

«Газпром» начинает сокращать мощности газопроводов в сторону Украины. В течение четырех лет российский госмонополист планирует ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов. Такую презентацию оптимизации деятельности «Газпрома» представил на Петербургском международном экономическом форуме глава холдинга Алексей Миллер.

После сокращения через Украину можно будет поставлять по газопроводу Ямбург-Суджа всего 10−15 млрд. кубометров газа. Как говорится в презентации предправления «Газпрома», на такой шаг у компании есть веские экономические основания. Во-первых, транзит через Украину обходится по существующему тарифу в 1,6 раза дороже, чем поставки по «Северному потоку», а на оптимизации газотранспортных мощностей компания сэкономит до 2020 года $ 1,6 млрд., которые к 2030 году вырастут до $ 2 млрд. Кроме того, перераспределение газовых потоков Алексей Миллер объяснил смещением центра добычи газа из Надым-Пуртазовского района на Ямал и увеличением потребления в Северной Европе. Так как наибольший рост потребления происходит в Великобритании и Франции, то «Северный поток-2» станет идеальным новым транзитным маршрутом. Он позволит подавать газ по кратчайшему прямому пути из Ямала, говорится в презентации. При этом «Газпром» готов снизить свою долю в проекте ниже 50%, хотя и претендует на $ 6,9 млрд. дивидендов до 2045 года. BASF, E. On, Engie, OMV и Shell получат $ 7,3 млрд.

«Газпром» часто упрекают в том, что «Северный поток-2» является политическим проектом, задуманным чуть ли не для того, чтобы задушить Украину. А Алексей Миллер объяснил, почему новый транзитный проект является сугубо коммерческим и в нем нет ничего личного, только бизнес, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Что мы имеем сегодня по Украине? «Газпром» несет затраты по эксплуатации газопроводов на территории России, а Украина ничего не делает по своей газотранспортной системе. Возможно, ведутся некие мелкие ремонты, однако ни о какой модернизации не слышно. К 2020 году закончится срок эксплуатации трех ниток (сейчас ресурс выработали два из трех основных газопровода в направлении Центральной Европы) газопроводов по территории страны, кроме той, по которой газ поставляется в Турцию и на Балканы. В ее модернизации в конце 90х годов участвовал «Газпром». При этом Украина хочет получать сверхприбыли и установила новые тарифы на транспортировку газа. Поэтому совершенно логично, что «Газпрому» выгодно оставить минимальные мощности для поставок газа в Турцию и на Балканы через Украину, а остальной объем перенаправить по «Северному потоку-2″. В нынешних условиях даже поставки газа на север Италии выгоднее и надежнее осуществлять по балтийскому маршруту».

Газопровод «Северный поток — 2» должен пройти параллельно уже существующим двум ниткам газопроводов из России в Германию по дну Балтийского моря. Его мощность — 55 млрд. кубометров в год, а предварительная стоимость проекта — 9,9 млрд евро.

Против строительства газопровода выступают такие страны ЕС как Эстония, Литва, Латвия, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и Румыния. Они считают, что «Северный поток-2» усилит зависимость Европы от российского газа, ослабит энергобезопасность стран Центральной Европы и приведет к дестабилизации ситуации на Украине. Такую позицию этих стран можно объяснить или антироссийскими мотивами или экономическими потерями, которые произойдут, если прекратится транзит газа через Украину. Сам Киев заявляет, что будет терять $ 2,2 млрд. ежегодно.

Берлин, от которого во многом и зависит положительное решение о судьбе «Северного потока-2», озвучил в начале июня три условия поддержки проекта. По словам министра экономики и энергетики ФРГ Зигмара Габриэля, газопровод должен соответствовать существующим в ЕС правилам, не должен каким-либо негативным образом повлиять на транзит газа через Украину и препятствовать поставкам газа в Восточной Европе.

«10−15 млрд. кубометров, конечно, не сохранение транзита через Украину. Ведь речь идет о том, чтобы Украина продолжала получать значительные средства для поддержки своей экономики, — считает Алексей Гривач. — Однако те $ 2 млрд, на которые рассчитывают в Киеве, сделают газ для Южной Европы „золотым“. Другое дело, что Европе, если она хочет сохранить украинский маршрут транспортировки, нужно думать о коммерческих вариантах. Украинской системе требуется дорогостоящая реконструкция газопроводов для надежной работы в долгосрочной перспективе. А чтобы гарантировать возврат этих инвестиций, необходим рост спроса на газ странах Юго-Восточной и Центральной Европы и новые контракты на его закупку».

С 1 января в пику договору «Нефтегаз Украины» и «Газпрома» Украина установила новые цены на транзит газа по территории страны. Если по контракту цена транспортировки составляет $ 27−30 за тысячу кубометров, то теперь Киев хочет получать значительно больше. Например, для нитки Суджа-Ужгород, по которой идет 80% транзитного газа, установили тарифы около $ 50 с учетом новых налогов.

«Доставка по «Северному потоку» при этом составляет около 2 долларов за 100 километров и эта цена ниже, чем даже по действующему контракту «Газпрома» и «Нафтогаз Украины», — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

В случае осуществления планов «Гапрома» по сокращению газотранспортных мощностей на Украину и строительства «Северного потока-2» украинские эксперты ждут для страны немало негативных последствий. «Кроме потери значительных для Украины средств от транзита газа, понадобится масштабная оптимизация газотранспортной системы и закрытие целых участков газопроводов. И, что самое главное, встанет вопрос повышения внутренних тарифов на транспортировку газа, что сделает его еще более дорогим для конечных потребителей. Это будет крахом той политики, которую ведут сегодня руководители энергетических компаний страны», — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Источник: EADaily, 16.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики