Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Помощь» от Вашингтона: США оставят Украину без АЭС, но с могильником в Чернобыле

«Помощь» от Вашингтона: США оставят Украину без АЭС, но с могильником в Чернобыле

Директор департамента по вопросам нераспространения и контролю над вооружениями МИД России Михаил Ульянов заявил, что решение Киева заменить российское топливо для своих АЭС превращает Украину в испытательный полигон для американцев.

Ульянов сожалеет, что Киев руководствуется при принятии этого решения не интересами Украины и ее народа, не техническими или экономическими соображениями, а политическими установками, которые имеют иностранное происхождение.

Дело в том, что 16 июня на пятом энергоблоке Запорожской АЭС началась загрузка в реактор ВВЭР-1000 советского дизайна ядерного топлива американо-японской компании Westinghouse, причем в случае успеха данной операции, Киев планирует в ближайшие годы перевести на это, как минимум, 50 процентов своих энергоблоков.

Отметим, что компания Westinghouse построила в Швеции специальный завод по производству топлива для реакторов советского дизайна для того, чтобы выдавить «Росатом» из стран Восточной Европы и таких зависимых от Запада стран как Украина.

Другой вопрос, что качество этого «аналога» вызывает у специалистов очень большие вопросы и существует мнение, что это топливо не сможет обеспечить на реакторах советского дизайна, как плановую выработку электроэнергии, так и нужную технологическую надежность.

Ведь практика показывает, причем в качестве примера здесь можно взять АЭС советского дизайна в Чехии, куда Westinghouse уже загружало свое топливо, что такая «замена» приводит к постоянному возникновению внештатных ситуаций.

Все это, учитывая зависимость Украины от атомной энергетики, которая вырабатывает до 50 процентов электроэнергии страны, может уже завтра привести там к энергетическому коллапсу.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что здесь проблема не в том, что у украинцев может упасть мощность электростанций, а в том, что действительно, топливо Westinghouse ведет к внештатным ситуациям на АЭС советского дизайна.

«Практика показывает, что у Westinghouse нет устойчивого и успешного опыта по использованию топлива, созданного по одному технологическому дизайну в АЭС другого дизайна. Поэтому даже попытка сымитировать советский дизайн со стороны Westinghouse на их заводе в Швеции не является веским аргументом, поскольку у этого проекта на сегодня нет хотя бы десятилетнего опыта эксплуатации, а ведь только это может служить доказательством, что движение в этом направлении само по себе безопасно в принципе», - заключает Митрахович

Митрахович также приводит пример Чехии, где существует атомная станция, созданная по советскому дизайну, для которой Westinghouse поставил свой суррогат ядерного топлива, но в ходе эксплуатации выяснилось, что вся эта практика ведет к серьезным авариям на АЭС.

«Конечно, речь здесь не идет о повторении о катастрофы, которая имела место в 1986 года на АЭС в Чернобыле. Ничего катастрофического в этом плане в Чехии не произошло, но, вместе с тем, оказался очевидным риск того, что замена российского топлива на американское может привести к коллапсу самой станции. Соответственно, в случае с Украиной этот риск будет еще более масштабным, поскольку в этой стране речь идет о переводе на американское топливо сразу пяти АЭС», - резюмирует Митрахович.

По словам Митраховича, Украина здесь, в любом случае, рискует, поскольку если даже на время из-за таких действий будет остановлен хотя бы один энергоблок, то эта страна может оказаться перед лицом масштабных «блэкаутов», которые уже там были в 2014 году.

«Причиной этого ведь были не только боевые действия в Донбассе, из-за чего Украина не дополучила многие поставки угля, но и тот факт, что в это время были большие сложности и с атомной энергетикой. Там было несколько серьезных аварий, что сразу же сказалось на стране в целом, поскольку Украина на сегодня получает от своих пяти атомных станций 50 процентов электроэнергии», - констатирует Митрахович.

Соответственно, как отмечает Митрахович, на Украине достаточно хотя бы одному энергоблоку выйти из строя, и уже будут серьезные риски недостачи электроэнергии, а если это будет парочка аварий, что в контексте реализации такой сложной программы практически неминуемый процесс, то это грозит стране энергетической катастрофой, особенно в зимнее время.

«Так что, Украина, реализуя в этом вопросе свои политические цели действительно рискует, причем в первую очередь – стабильной работой своей энергетической системы и, как следствие, всей экономикой этой находящейся в страны», - заключает Митрахович.

Кроме того, это начинание, по мнению Митраховича, серьезно подорвет взаимодействие Украины в атомной сфере с Россией, что создаст Киеву много проблем, о которых украинцы сейчас даже не думают.

«Например, согласно современным договорам, Россия забирает у Украины отработанное ядерное топливо, из-за чего Украине в контексте топлива от Westinghouse придется строить новые хранилища. Во-первых, непонятно, где это делать, хотя уже есть предложение построить этот «могильник» в районе Чернобыля. Во-вторых, все это приведет к серьезному удорожанию стоимости атомной программы на Украине, поскольку американское топливо и так дороже российского, а само его использование ведет к поломкам на энергоблоках. Кроме того, под эту компанию придется построить новые инфраструктурные объекты, причем также очевидно, что американцы этот процесс финансировать не будут, так что, вся дополнительная нагрузка ляжет в итоге на и так далеко не бездонный бюджет Украины», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 21.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики