Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» на грани разрыва: кто польстится на умирающую ГТС?

«Нафтогаз» на грани разрыва: кто польстится на умирающую ГТС?

Оператор украинской газовой системы должен быть выделен из «Нафтогаза» — таково требование третьего энергопакета. И Киев это начинание поддерживает, по крайней мере, на словах. Впрочем, ожидать реального разделения в ближайшие год-два не стоит.

Как сообщила пресс-служба компании, газотранспортные активы будут переданы новому оператору только после того, как будет вынесено решение в стокгольмском арбитраже по тяжбе с Россией. Впрочем, соответствующие нормативно-правовые акты к тому времени уже будут подготовлены. Но действительно ли «Нафтогазу» нужно это разделение и кто польстится на газотранспортные активы, если учесть, что транзит газа через Украину после 2019 года если не прекратится совсем, то значительно сократится.

«Наверняка есть определенные группы влияния, которые борются за возможность сидеть на финансовых потоках, связанных с транзитом газа. С учетом того, что украинские власти сильно подняли цены на внутреннем рынке, это привлекательный кусок даже при высоком уровне неплатежей. При этом на них оказывается серьезное давление со стороны международных финансовых институтов, которые кредитуют Украину и со стороны политических партий в Европе, чтобы они это разделение предприняли и привели украинский газовый сектор к европейским стандартам. 

В то же время простое внедрение правил — это мало. Надо перестраивать всю систему отношений, это очень длительный процесс. Кроме того, есть и контрактные обязательства, которые противоречат этому разделению. Потому что именно «Нафтогаз» является стороной контракта и обязан выполнять свою часть обязательств по транзиту.

Чтобы договариваться о передаче контрактов, нужно иметь нормальный уровень взаимоотношений. К сожалению, таким мы сейчас похвастаться не можем с украинскими партнерами. В условиях текущей неопределенности никто не будет затевать передачу контракта новому лицу с непонятными функциями, которое может в любой момент измениться и поставить под угрозу транзит российского газа в Европу. Это все недопустимая роскошь для «Газпрома», который, естественно, будет добиваться выполнения контракта доступными и легальными средствами. И решения, которые будут противоречить обязательствам Украины, будут оспариваться на уровне суда.

Вполне может быть по этой причине разделение «Нафтогаза» и откладывается до завершения арбитража, потому что этот процесс все время оттягивается, изменяются объемы требований сторон в связи с объективным течением времени. Изменяется предмет спора и договоры и судьи вынуждены откладывать решение. Оно ожидалось сначала в 2015 году, а сейчас уже середина 2016 и решение ожидается где-то в 2017 году, но дальнейших отсрочек тоже нельзя исключить, а там уже недалеко и до 2019 года, когда истекает срок контракта«, — прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 04.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики