Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин пожаловался правительству на «Газпром» из-за поставок газа в Китай

Сечин пожаловался правительству на «Газпром» из-за поставок газа в Китай

«Роснефть» готова поставлять в Китай 16 млрд куб. м газа ежегодно, но «Газпром» блокирует подключение компании к «Силе Сибири», сообщил в правительство Игорь Сечин. В «Газпроме» упрекают «Роснефть» в двойных стандартах

Экспорт против факелов

В распоряжении РБК оказалось июньское письмо главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина вице-премьеру Аркадию Дворковичу о поставках газа независимых производителей в Китай. Поводом для письма стал протокол президентской комиссии по развитию ТЭКа от 27 октября 2015 года. В нем президент Владимир Путин поручил правительству проработать «вопрос монетизации природного и попутного газа» независимых производителей, добываемого на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока путем его экспорта по «Силе Сибири» через единый экспортный канал.

В письме Дворковичу Сечин рассказывает, что у «Роснефти» есть месторождения с совокупными запасами газа более 1 трлн куб. м на юге Восточной Сибири и в Якутии, в том числе Среднеботуобинское, Верхнечонское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское (у «Роснефти» 49,9% в проекте) и Агалеевское. При этом совокупный потенциал добычи и поставок газа компании с месторождений Иркутской области, Якутии и Красноярского края составляет около 16 млрд куб. м газа в год, говорится в письме. Это 42,1% от максимального годового контрактного объема «Газпрома» и CNPC (38 млрд куб. м. — РБК) по поставкам газа через «Силу Сибири». Как минимум треть этого объема — попутный нефтяной газ, у которого приоритет доступа в газотранспортную систему (ГТС) «Газпрома» над природным.

Монетизировать сибирский и дальневосточный газ «Роснефти», по мнению Сечина, можно только через «Силу Сибири» из-за отсутствия вблизи крупных потребителей и доступа к газотранспортной системе «Газпрома». Продать газ в Китай «Роснефть» готова как самостоятельно, так и по агентскому соглашению с «Газпромом». Сечин сообщает, что его компания просила монополию учесть при проектировании газопровода потенциал добычи газа «Роснефти» и прислать техусловия для подключения месторождений к трубе. Но в ответ получила отказ с формулировкой, что поставки газа в Китай полностью обеспечены собственными запасами газа «Газпрома».

Сечин замечает, что если не пустить попутный газ «Роснефти в экспортную трубу, то его придется или сжигать, или сокращать добычу нефти (попутный нефтяной газ является побочным продуктом добычи нефти. — РБК). Сейчас за сжигание более 5% добываемого попутного нефтяного газа Минприроды штрафует компании. По словам главы Минприроды Сергея Донского, по итогам 2015 года нефтяники заплатили более 2 млрд руб. штрафов, а инвестиции в переработку такого газа с 2011 по 2015 год он оценил в сумму свыше 320 млрд руб. Также Сечин предупреждает правительство, что поведение «Газпрома» может привести к поставкам в Китай газа нероссийского происхождения и потере для бюджета будущих налоговых поступлений.

Сечин просит Дворковича создать рабочую группу при Минэнерго по проработке доступа газа независимых производителей к экспортным газопроводам и поддержать предложения «Роснефти» по экспорту газа в Китай. Представитель Дворковича сообщила, что письмо прорабатывается в аппарате правительства. Источник в аппарате вице-премьера считает, что решение о доступе газа независимых производителей в экспортные трубопроводы — это прерогатива президента страны.

Представитель Минэнерго назвал прерогативой «Газпрома» любые переговоры о доступе газа других производителей к экспортным мощностям. По его мнению, подходы к экспорту газа нужно менять поэтапно «с учетом принципа экспортного нэтбэка и сохранения единого экспортного канала» и не ранее, чем закончатся переговоры «Газпрома» по западному маршруту поставок газа в Китай по «Силе Сибири-2».

Представитель «Роснефти» отказался комментировать служебную переписку главы компании, но подтвердил, что у «Роснефти» есть запасы газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 1 трлн куб. м, но его невозможно продать на внутреннем рынке. «Сила Сибири» не учитывает возможности независимых производителей, с учетом которых можно было бы активизировать геологоразведку в регионе, создать новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней», — заявил он РБК.

Что такое Сила Сибири

«Газпром» и китайская CNPC в мае 2014 года подписали контракт на строительство газопровода «Сила Сибири» из России в Китай протяженностью около 3 тыс. км. Стоимость всего газопровода в материалах российской компании оценивается в 800 млрд руб. в ценах 2011 года. Реализацию всего проекта «Сила Сибири», включая строительство газопровода и обустройство восточносибирских месторождений, в мае 2014 года «Газпром» оценивал в $55 млрд. Летом 2014-го руководитель администрации президента Сергей Иванов сообщил, что проект обойдется в $60–70 млрд. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» начнутся, по планам «Газпрома», не ранее 2019–2021 годов в объеме 5 млрд куб. м в год и постепенно вырастут до 38 млрд куб. м в год.

«Газпром» справится сам

Топ-менеджеры «Газпрома» неоднократно высказывались против допуска независимых производителей к «Силе Сибири». «Ну есть такие требования (допустить независимых производителей к экспорту трубопроводного газа по «Силе Сибири». — РБК), ну и что? Надо понять, а надо ли это делать, кому это будет выгодно? Компании «Роснефть»? Да. Будет ли это выгодно российскому государству? Нет», — говорил в апреле зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев (цитата по «РИА Новости».)

Гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова в июне рассказывала, что «Роснефть» сама закупает газ у «Газпрома». Источник РБК в «Газпроме» утверждает, что в июне «Роснефть» написала в правительство еще одно письмо, где попросила обязать «Газпром» продать ей газ для нужд своего будущего НПЗ в Находке — Восточно-Сибирской нефтехимической компании (ВНХК). «У них политика двойных стандартов: с одной стороны, компания просит экспортировать свой газ из Восточной Сибири и с Дальнего Востока, с другой — сама хочет покупать его там же у конкурента по внутренней цене», — удивляется собеседник РБК.

В пресс-службе «Газпрома» от комментариев отказались.

Газ для нужд ВНХК «Роснефть» хочет купить у «Газпрома» на протяжении как минимум трех лет. Так, в августе 2013 года занимавший тогда должность вице-президента «Роснефти» Игорь Павлов в письме главе «Газпром межрегионгаза» Кириллу Селезневу сообщал, что в 2021–2022 годах «Роснефти» понадобится для ВНХК 1,7 млрд куб. м газа в год, в 2022–2028 годах — 2,3 млрд куб. м, в 2028 году и далее — 4,3 млрд куб. м. Но «Газпром» отказывает «Роснефти» в газе для ВНХК из-за обязательств монополии по газификации Приморья. Представитель Минэнерго сообщил РБК, что «Газпром» уведомил министра энергетики, что весь его газ с Киринского месторождения законтрактован и не может быть продан «Роснефти».

Представитель «Роснефти» не стал комментировать переписку по ВНХК, но добавил, что «Газпром» обязан поставлять газ с полученного без конкурса Киринского месторождения внутренним потребителям, одним из которых является ВНХК.

«Роснефть» ранее просила власти обязать «Газпром» покупать газ компании на экспорт в Европу, однако получила отказ монополии. Также источники РБК в компании в апреле утверждали, что «Роснефть» ведет переговоры с китайской Beijing Gas Group о продаже газа в случае получения права экспорта по «Силе Сибири».

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что доступ газа независимых производителей в «Силу Сибири» грозит конкуренцией российского газа разных компаний на рынке Китая, что может привести к снижению его цены. Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин полагает, что монополии не выгодно пускать газ «Роснефти» в «Силу Сибири» не только из-за соперничества с собственным газом. «Если Газпром» договорится принять газ в эту трубу, то «Роснефть» получит основания для мониторинга затрат на строительство «Силы Сибири», а это против правил монополии. Тариф на транспортировку газа по «Силе Сибири» напрямую зависит от стоимости проекта», — объясняет эксперт.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 12.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики