Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги на выброс. Во сколько обойдётся России плата за углерод

Деньги на выброс. Во сколько обойдётся России плата за углерод

Разрабатывать конкретные меры по борьбе с изменением климата страны станут самостоятельно

В декабре 2015 года на прошедшей в Париже конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан документ, определяющий характер климатической политики в последующие годы, - так называемое Парижское соглашение. Правительство Российской Федерации готовит проект плана реализации положений соглашения, а Федеральному Собранию Российской Федерации предстоит процесс ратификации этого документа.

Предполагается, что разрабатывать конкретные меры по борьбе с изменением климата страны станут самостоятельно в соответствии с их национальными интересами. Однако уже очевидно, что большая доля обсуждаемых в России мер по борьбе с выбросами парниковых газов может спровоцировать негативные последствия для российской экономики.

В Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло обсуждение совместного доклада центра и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) на тему «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России». Эксперты задавались вопросом, насколько целесообразными являются эти меры. Пойдёт ли во благо стране одна из наиболее затратных - введение углеродного сбора? Нужно ли взваливать на себя обязательства, которые не торопятся выполнять другие? Напомним, что в июне 2016 года конгресс США утвердил резолюцию, в которой говорится, что подобная мера станет разрушительной для национальной экономики и населения страны.

Согласно расчётам, представленным в докладе, ввод в России углеродного сбора в размере 15 долларов США/т эквивалента СО2 потребует ежегодных выплат в размере 42 миллиардов долларов, что соответствует 2,56-3,29 триллиона рублей. Объём этих выплат равен 3,2-4,1 процента ВВП за 2015 год, 19-24 процента доходов федерального бюджета на 2016 год, или 35-45 процентов суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка сбора составит 35 долларов США/т эквивалента СО2 (таков сценарий 2030 года), то объём выплат составит 7,5-9,6 процента ВВП.

Авторы доклада отмечают, что углеродный сбор способен негативно повлиять практически на все виды экономической деятельности в стране, а наибольший ущерб понесут нефтегазовая отрасль, энерго- и теплогенерация, транспорт, сельское хозяйство, а также металлургия и химпром. На компании данной специализации ляжет бремя дополнительных расходов, составляющих до 75 процентов выручки и до 615 процентов EBITDA в предыдущие годы. Это неизбежно грозит закрытием множества предприятий, повышением уровня безработицы, а значит, и ухудшением социального положения россиян.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что решения, касающиеся столь радикальных мер по снижению выбросов парниковых газов, нельзя принимать «втихаря»: «Нужен открытый и честный разговор на эту тему, иначе мы можем получить решение, которое нанесёт вред нашей экономике». Цифры и расчёты, представленные в докладе Института проблем естественных монополий, следует обсуждать на самом высоком уровне. При этом, по мнению Симонова, разговор о практическом применении Парижского соглашения можно начинать лишь после отмены экономических санкций против России.

Директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго Сергей Мочальников напомнил, что электроэнергетика и нефтегазовая промышленность - это тарифицированные области, а значит, «стоимость» Парижского соглашения будет заложена в тарифы, то есть углеродный сбор оплатит население. По словам Сергея Мочальникова, соглашение является не чем иным, как продолжением санкционной политики в отношении России.

«Говоря об углеродном налоге, мы говорим о цифрах, равных оборонному бюджету страны», - подчеркнул член Комитета Госдумы по обороне Максим Шингаркин. Парламентарий убеждён: сегодня нам навязывают траты, равные военному бюджету, чтобы те средства, которые гарантируют государственный суверенитет, страна пустила на ветер.

По мнению экспертов, в борьбе с выбросами парниковых газов России следует использовать меры, более целесообразные с социально-экономической точки зрения, такие как повышение энергоэффективности. Важным направлением является обеспечение на международном уровне адекватного учёта поглощающей способности российских лесов. Пока же сохраняется странная ситуация, когда соседние финские и шведские леса учитываются одним образом, а российские — иначе и поглощающая способность в пересчёте на тонну СО2 на гектар оказывается разной. Очевидно, что переменчивая международная повестка не должна иметь приоритета над национальными интересами страны, противоречить её энергетической и продовольственной безопасности. 

Автор: Елена Леводянская

Источник: Парламенткая газета, 22.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики