Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рупор Вашингтона. Почему Польша выступает против «Северного потока – 2»

Рупор Вашингтона. Почему Польша выступает против «Северного потока – 2»

Польша отказывается согласовывать реализацию второй ветки российско-европейского газопровода «Северный поток». В Варшаве считают, что после строительства СП-2 позиции РФ на рынке Европе усилятся ещё больше.

Один из противников газопровода «Северный поток – 2», Польша отказалась согласовывать строительство трубопровода. Антимонопольная служба Польши (UOKiK) заявила, что реализация проекта ещё больше усилит позиции «Газпрома» на европейском рынке.  

Политические очки вместо газа

Перед тем как возразить против СП-2, специалисты UOKiK провели анализ данных газотранспортной системы Польши Gaz-System, нефтегазового концерна PGNiG, оператора газопровода «Ямал-Европа» Europol Gaz и нескольких десятков импортёров газа. На основе этого анализа польская сторона и пришла к выводу, что «на данный момент «Газпром» занимает доминирующее положение в поставках «голубого топлива» на польском рынке, и сделка может привести к дальнейшему укреплению его позиций».

О том, что СП-2 усилит зависимость ЕС от РФ, поставит под угрозу снабжение «голубым топливом» Польши и лишит Украину транзитного статуса, несколько месяцев назад предупреждал еврокомиссар по вопросам климата и энергии Ариас Каньете.

«У России появится преобладающая возможность поставок в Европу, и произойдёт уменьшение маршрутов от трёх до двух. К тому же под угрозой окажется снабжение Польши. Сокращение маршрутов, конечно, не улучшит безопасность снабжения», — заявил Каньете, передаёт «Интерфакс». 

В Варшаве позицию еврокомиссара поддерживают. В январе польский президент Анджей Дуда сообщал, что СП-2 не соответствует нормам ЕС. По его словам, данный проект нарушает «энергетическое единство» Европы.

Позже Дуда заявлял, что строительство газопровода является проблемой в отношениях его страны и Германии.

«У нас есть проблемы, например с «Северным потоком – 2». У нас по этому поводу, возможно, другие взгляды по вопросам энергетики. Это вопрос нашей безопасности, который касается не только Польши, но и Украины, и Словакии, и, возможно, других стран, которые этим наверняка затронуты», — говорил Дуда уже в феврале.

Кстати, Варшава была инициатором обращения (под которым подписались ещё семь стран Восточной Европы), направленного против реализации российского газопровода.

«Позиция Польши довольно-таки проста. Ей не нравится инициатива по перестройке газового рынка. Поставки, которые идут через Белоруссию и Польшу, могут быть снижены. У Польши есть прямой экономический риск от этого проекта и традиционное политическое неприятие. Это неприятие уже не раз наблюдалось в адрес иных российских газовых проектов. То же самое было по проекту первого «Северного потока», когда Польша и другие страны Балтии активно сопротивлялись и препятствовали ему. Естественно, они не хотят укрепления экономических связей РФ и Германии», — считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

«У Польши были скрытые намерения, непубличные, всё-таки получать газ, в том числе и за счёт «Северного потока – 2». У неё были переговоры с европейскими партнёрами по этому вопросу. Мы видим, что поляки продолжают являться рупором Вашингтона, продолжают выступать в антироссийском русле. И не только поляки выступают против СП-2. Там ещё страны Балтии, которые любят говорить одно, а на деле подразумевать иное. Им в любом случае наш газ потребуется, им интересен наш газ.

В своё время у этих стран была надежда на собственную добычу сланца, но все эти проекты были свёрнуты, и никаких существенных подвижек так и не случилось. Поэтому им по-любому нужен будет внешний газ, в том числе и российский», — добавляет руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

По пути «Южного» и «Турецкого потока»?

География «Северного потока» не проходит по территории Польши. По мнению Александра Пасечника, резолюция Польши не носит характера тотальной угрозы для «СП-2». Варшава пытается заработать политические очки, не исключает эксперт.  

«Это затравка для того, чтобы снова возбудить наших немецких партнёров по данному проекту. Как известно, Меркель не против «Северного потока – 2». И сейчас Германия будет вести консультации с Польшей, как раз на предмет этой вот блокировки. И возможно, будут смягчения. Но поляки ещё хотят заработать и прямые политические очки. Но это нельзя считать стратегической принципиальной угрозой российскому проекту. Мы можем обойтись и без Польши.

Наша задача первостепенная — это реализация подводной части, она выходит в Германии. По аналогии с «Северным потоком – 1», дальше уже по сухопутным путям, там возможны варианты. <…> У участников СП-2 много европейских денег, добрая половина почти. Поэтому, ясное дело, что бизнес в любом случае надо поддерживать тем странам, которые там участвуют, в том числе и Германии, и Франции. И эти тяжеловесы должны как-то влиять на такие контрвыпады Варшавы», — поясняет эксперт.

В свою очередь, Агибалов напоминает, что неодобрительно на СП-2 смотрят не только семь государств Восточной Европы, но и США, которые неоднократно призывали Брюссель отказаться от реализации проекта.

«Рисков здесь много, процесс согласования всегда непростой. Для разрешения этой ситуации здесь должна быть балансировка интересов. Кто-то кому-то что-то должен предложить. Всегда есть какой-то торг. Здесь во многом всё будет определяться заинтересованностью европейских компаний и европейских правительств, участвующих в проекте. Чтобы они нашли аргументы для Польши. Всегда есть какие-то разменные монеты, которые будет использованы сторонами переговоров», — указывает он. 

Авторы: Елена Трегубова, Мария Карева

Источник: Аргументы и факты, 26.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики