Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сколько стоит дружба России и Белоруссии?

Сколько стоит дружба России и Белоруссии?

Желание сбить цену на российский газ заставило наших соседей прибегнуть к шантажу

Генеральный директор белорусского государственного производственного объединения «Белтопгаз» Леонид Рудинский заявил, что страна ищет новые возможности для импорта «голубого топлива» взамен привычного российского. В качестве альтернативы, по словам Рудинского, рассматриваются Казахстан и Узбекистан. Кроме того, в числе крупных поставщиков по СНГ фигурирует и Туркменистан — давний партнер РФ в газовой сфере.

Такие заявления очень напоминают шантаж с целью выбить у России хоть небольшую скидку к текущей цене на газ, и без того самой низкой за пределами нашей страны.

Нет повода не поторговаться

Ранее белорусское правительство уже пыталось добиться скидки на российские углеводороды, используя более простой метод — банальные неплатежи. По итогам первого полугодия 2016-го задолженность предприятий соседнего государства за поставки газа превысила 270 млн долларов. Такую цифру озвучил глава Минэнерго РФ Александр Новак.

Подобную схему «воздействия» ранее уже использовало руководство Украины, и закончилось это введением системы предоплаты, исключившей возможности манипуляций, несмотря на статус Украины как пока еще основного транзитера российского газа в Евросоюз.

Истинные мотивы белорусских неплатежей стали понятны из высказываний все того же Рудинского. Он отметил, что, пока правительства РФ и Белоруссии не договорятся о цене на газ, Белтопгаз не станет оплачивать в пользу ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь» полную стоимость потребляемой продукции.

Если в случае с Украиной шантаж хотя бы прикрывался якобы неспособностью страны оплатить поставки в текущий момент, то белорусы пошли дальше и открыто используют недоплату как инструмент выторговывания новых скидок.

Стоимость газа для Белоруссии на границе составляет 133 доллара за тысячу кубометров без учета НДС. К ней добавляется наценка «Газпром Трансгаз Беларусь», вкупе с которой отпускная цена составляет 149,82 доллара. Однако с 2017 года, по словам Рудинского, цена российского газа для Белоруссии должна вырасти. Именно эта перспектива, судя по всему, настолько не обрадовала наших партнеров, что они решили прибегнуть к рискованным и непопулярным мерам.

Своим дороже, чем чужим?

«Справедливую» цену на российский газ белорусская сторона вычисляет весьма своеобразно. Так, по мнению председателя белорусского Совмина Андрея Кобякова, стоимость топлива не должна превышать 80 долларов за тысячу кубов. Глава Минэнерго РБ Владимир Потупчик называет еще более низкую цифру — 73 доллара.

Фактически озвучиваемая цена равняется внутрироссийской стоимости газа, идущего на нужды отечественной промышленности. При этом никаких обязательств перевести белорусские предприятия на российское ценообразование до создания единого рынка газа в ЕАЭС РФ на себя не брала. Такой рынок, согласно договоренностям, должен быть создан к 2025 году. Пока же предприятия Союзного государства получают самый выгодный импортный газ на постсоветском пространстве: российское топливо достается им на 70% дешевле, чем украинским.

Конечно, правительство РФ может вдруг начать субсидировать белорусскую экономику, лишая последних конкурентных преимуществ российские предприятия, платящие больше налогов, чем в соседней стране. Тем не менее и в этом случае стоимость газа на границе с Белоруссией будет выше по причине транспортных затрат. Однако в свете заявлений Рудинского, которые, безусловно, не прозвучали бы без одобрения президента РБ Александра Лукашенко, невольно возникает вопрос: стоит ли делать «братской» республике, стремящейся сесть нам на шею, столь дорогостоящий подарок?

Из экспортеров — в транзитеры?

«Во-первых, никакого более дешевого альтернативного предложения газа для Белоруссии, кроме как по действующему контракту с Газпромом, не существует. Стоимость газа в Средней Азии выше, особенно с учетом стоимости доставки. Во-вторых, чтобы его доставить, нужно опять-таки договариваться с Россией о его транспортировке, что вряд ли возможно в условиях, когда белорусские партнеры параллельно не выполняют обязательства по контрактам с Газпромом», — пояснил ситуацию замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Стоит отметить, что Минск уже предпринимал попытки диверсифицировать поставки газа. Правда, пока они не увенчались особым успехом. Скромные партии топлива закупаются в различных странах, в частности в Казахстане. В Белоруссию газ доставляется в сжиженном виде по железной дороге.

«Общий экспортный потенциал Казахстана и Узбекистана, где Белоруссия и намерена закупать газ, составляет 23–24 млрд кубометров. Часть экспорта осуществляется в рамках своповых поставок, которые неприкосновенны, — пояснил председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. — Часть экспорта идет в Китай — тоже неприкосновенный маршрут. Впрочем, основной объем — около 15–16 млрд кубометров — выкупает Россия; теоретически именно на этот объем экспорта может рассчитывать Белоруссия».

Загвоздка лишь в том, что масштабные поставки среднеазиатского газа в Белоруссию могут быть осуществлены только через российскую трубопроводную систему. Ранее попытки использовать РФ исключительно в качестве транзитера были провальными. Крайне маловероятно, что сейчас что-то получится по-другому. Как белорусские власти намерены решать этот вопрос, неясно. Да и для среднеазиатских поставщиков партнер, постоянно ищущий предлог для снижения цены, не слишком привлекателен.

Игра в одни ворота — больше не наш метод

Теоретически Москва могла бы предложить Минску еще более низкую цену на газ в обмен на встречные экономические послабления. Однако нынешние попытки газового шантажа со стороны наших «друзей и партнеров» свидетельствуют о том, что они готовы получать преференции лишь в одностороннем порядке.

При этом предполагается, что Россия, имеющая сейчас не лучшие отношения с Западом, пойдет на любые уступки ради сохранения пусть хрупкой, но все-таки дружбы с бывшими союзными республиками. Увы, для нашей страны это стало бы повторением ошибки Советского Союза, десятилетиями спонсировавшего братские экономики за счет собственной.

Благодаря сохраняющейся экономической и культурной интеграции Россия и Белоруссия могли бы стать полноценными партнерами; именно к этому, кстати, по его заверениям, стремится и Лукашенко. Однако равноправие должно быть во всем, в том числе в вопросах торговли. Язык шантажа должен стать абсолютно неприемлемым. Лишь при таком подходе наши страны смогут способствовать развитию друг друга, а не дезинтеграции в интересах США и НАТО. 

Автор: Леонид Михеев

Источник: Русская планета, 26.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики