Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2016 г.

Топ-лист событий за июль 2016 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2016 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Приватизация «Башнефти»

    Тема – безусловный хит месяца. Ситуация менялась постоянно, до сих пор интрига сохраняется. «Роснефть» то приглашают к приватизации, то говорят, что государственная компания не может участвовать. Необходимость приватизации обусловлена двумя тезисами: нужно улучшить качество корпоративного управления и принести деньги в бюджет. Ясно, что если одна госкомпании покупает другую госкомпанию, то эти задачи не решаются. Качество управления никак не улучшается, особенно в логике либеральной части нашего правительства, которая считает, что государственная компания не может управляться лучше частной. А с точки зрения наполнения бюджета, получается, что госкомпании где-то должна найти эти деньги и внести в бюджет. По большому счету, это перекладывание денег из одного госкармана в другой. Да и закон тоже запрещает государственным компаниям участвовать в приватизации других госкомпаний. Правда, формально акции «Роснефти» принадлежат компании «Роснефтегаз», и по закону получается, что «Роснефтегазу» запрещено участвовать в приватизации, а «Роснефти», вроде, можно. Понятно, что все это хитрости и уловки. Однако в России законы являются гибкими, и все решает административный ресурс, поэтому война, конечно, здесь будет продолжена.

  2. Решение суда об аффилированности «Роснефти» и Независимой нефтяной компании (ННК)

    Хотя позже решение суда было отменено, тем не менее предварительное решение состоялось – аффилированность признали, и это попало в прессу. Новость напрямую связана с темой приватизации «Башнефти». Фактически ННК являлась «планом Б» Сечина по приватизации «Башнефти». А может быть, и «планом А». То есть покупать не на «Роснефть», а на компанию, которая вроде бы является частной и к «Роснефти» никакого отношения не имеет. В логике либеральной части правительства, частная компания априори хорошая. Но тут, оказывается, возникает вопрос об аффилированности «Роснефти» и ННК, что схему рушит. Очевидно, что приватизация «Башнефти» будет, скорее всего, вообще главным событием 2016 года в отрасли.

  3. Требование «Роснефти» поставлять ее газ по «Силе Сибири»

    Это очередной раунд борьбы за либерализацию экспорта. Но как раз история с «Силой Сибири» весьма показательна с точки зрения тех рисков, которые создает такое решение. Потому что китайцы тоже двумя руками «за» такую историю и даже готовы стать акционерами проектов «Роснефти» в Восточной Сибири, чтобы требовать допуска их газа в трубу. Но очевидно, что если еще и китайцы там будут акционерами, то в случае попадания этого газа в «Силу Сибири», безусловно, Китай будет брать этот газ дешевле, чем у «Газпрома». А во-вторых, конечно, если он будет брать дешевле, то снова потребует пересмотреть и контракты от мая 2014 года, что «Газпрому» не выгодно. «Роснефть» пытается апеллировать к тому, что, если не брать ее газ в трубу, то какой смысл развивать проекты на востоке. Но это уже другой вопрос. Развитие проектов – вещь важная, но создание Китаю благоприятных условий для покупки российского газа, это сомнительный труд.

  4. Подготовка Минэнерго концепции реформирования внутреннего рынка газа

    Концепция оказалась достаточно аккуратной. Бои вокруг этого будут продолжаться. Буквально каждая неделя приносит нам новости относительно либерализации внутреннего рынка газа. Пока стороны стоят на своем. Независимые считают, что нужно и дальше либерализовывать рынок и пускать их газ в трубу, дать им возможность продавать газ в любом регионе, дать доступ к подземным хранилищам, причем по льготным тарифам. Ну и как вишенка на торте – либерализовать экспорт. «Газпром» стоит на том, что он несет нагрузку по газификации российских регионов, он является гарантирующим поставщиком в зимний период, несет на себе функцию поддержания лишней мощности в летний период, а независимые такого рода нагрузку не несут, плюс еще налоги с «Газпрома» берутся по повышенным ставкам. Это будет долгая история, решение здесь может оказаться весьма значимым с точки зрения последствий. Это как раз тот случай, когда нужно семь раз отмерить и один – отрезать, а может быть, ничего и не отрезать по итогам дискуссий, которые, к сожалению, носят не публичный, а кулуарный характер. При том, что концепция подготовлена, сейчас ее разошлют в компании, из компаний будут идти замечания. А надо проводить публичные дискуссии, и узкие места обсуждать публично.

  5. Подготовка предложений по дальнейшим налоговым изменениям нефтяной отрасли

    Это подается под видом отраслевой победы. Минфин, вроде бы, согласился на новый налоговый режим – взимание налогов не с выручки, а с прибыли, и по гринфилдам, и по браунфилдам, т.е. и по новым месторождениям, и по тем, где добыча падает. Однако для отрасли это серьезное поражение. Изначально отрасль хотела полностью перейти на новую философию налогообложения. Не по новым и по старым месторождениям, а по всем. Теперь получается, что Минфин ловко изменил повестку дня и это считается большим успехом отрасли. Минфин свои интересы жестко отстоял. В этом плане ожидать снижения налогов не приходится. Наоборот, скорее всего, отрасль столкнется с дополнительными изъятиями, особенно если учесть, что 2017 год является предвыборным, а деньги взять по-прежнему неоткуда. Поэтому здесь иллюзий строить, судя по всему, не стоит.

  6. Предложение дополнительных льгот по шельфу

    Предложение внесла «Роснефть», которая считает, что ставка даже в 5% по суровой Арктике, как у нас ее называют, оказывается высокой. Но 5%, на самом деле, не высокая ставка, просят вообще до 1% сократить. Мы же прекрасно понимаем, что при нынешним ценах суровая Арктика является спорным с точки зрения прибыльности регионом. Плюс – действуют санкции, что ограничит партнерство с иностранцами, а значит, перекладывание на них части расходов. Но самое главное, как раз за счет таких предложений Минфин и позволяет себе вносить достаточно жесткие налоговые идеи: «Слушайте, у вас же льготы. Давайте, раз мы льготы вам даем, общий режим будет жесткий? А жесткость общего режима будет тогда компенсироваться льготами. Или тогда льготы отменяйте». Но компании не хотят отмены льгот. А борьба за льготы дезинтегрирует саму отрасль. Она выступает не единым фронтом, а как бы каждый за себя. Конечно, это серьезно подрывает возможности по продвижению нужных налоговых решений.

  7. Госпереворот в Турции и перспективы российских экспортных проектов

    Переворот в Турции может серьезно изменить расклад сил в Юго-восточной Европе. Турция все равно становится все более далека Европейскому союзу. Сейчас там, судя по всему, будут проходить показательные суды и, возможно, казни. Все это приведет к тому, что ЕС дистанцируется от Турции, объявит о своем решительном несогласии с карательными мерами Эрдогана. И значит, сразу же возникнет вопрос: а правильной ли была стратегия строительства газопроводов через турецкую территорию? Это вопрос, оказывается, очень значим, потому что все альтернативные России проекты шли через Турцию. Например, строящийся TANAP идет через Турцию, и что с этим делать? Вот представим газопровод из Ирана через турецкую территорию в Европу. Допустим, он существует. Как думаете, Эрдоган бы воспользовался бы этой ситуацией, чтобы на Европейский союз надавить? Думаем, да. С другой стороны, Россия, наоборот, сближается с Турцией. Возникает вопрос: что будет с «Турецким потоком»? Считаем, что давать Турции транзитный статус – опасно и нецелесообразно.

  8. Решение антимонопольных органов Польши о несоответствии проекта «Северный поток» законодательству

    Эта интересна истории связана с тем, что «Северный поток-2», его морская часть, через территорию Польши не идет. Да и сухопутная часть идет из Германии в Австрию через Словакию. В Польшу может прийти газ из «Северного потока-2», но от этого Польша не станет транзитным государством. С чего Варшава намеревается остановить этот проект? Антимонопольное законодательство Польши составлено таким образом, что создание любого совместного предприятия требует согласования с антимонопольным ведомством страны на предмет возможного нарушении прав польских потребителей. Это достаточно абсурдная ситуация, она еще раз подчеркивает многие проблемы в управлении ЕС. Получается, что если вы создаете любое СП на территории Евросоюза, вам надо идти к Польше, даже если вы, например, виноград в Испании выращиваете. Это странная ситуация, тем более что в реальности польские потребители никак «Северным потоком-2» не дискриминируются. У Польши теперь есть СПГ-терминал, она может брать газ оттуда, и «Северный поток-2», на самом деле, расширяет возможности этой страны на получение российского газа. Ну а не российский газ, пожалуйста, она может брать в любом другом месте. Но, как показывает опыт Литвы, появление СПГ-терминала к снижению цен не приводит. Российские цены оказываются ниже. И кстати, есть решение суда по Литве, которое это доказывает. Но к сожалению, политика в этом вопросе преобладает над здравым смыслом.

  9. Попытки создания российского экспортного фьючерса

    Это красивая идея, потому что Россия является одним из ключевых экспортеров нефти, однако зависит от чужих бенчмарков. За исключением, пожалуй, сорта ESPO, который торгуется отдельно, на Восток. Что касается Urals, его цена привязана к Brent, причем объем торгов по Urals существенно выше, чем объем по Brent, который является угасающим сортом. А дисконт все равно имеет место быть. Получается, что за счет этого дисконта мы теряем. Возникает вопрос: а не торговать ли нам самим, чтобы больше денежек в бюджет собирать? Но для реализации этой идеи требуются следующие условия: нужно торговать за рубли, в России, а значит желающие должны находиться именно в России и здесь покупать за рубли. Иначе смысла нет. Не в Лондоне же вы будете им торговать? Но тут мы сразу наталкиваемся на внутренние аппаратные разборки. Как только вы чего-то хотите от России, сразу нужно делать поправку на внутренние истории. К примеру, «Транснефть», которая давно мечтает выделить высокосернистую нефть в отдельный сорт и построить отдельную трубу до Усть-Луги, хотя эксперты много раз говорили, что эта идея очень сомнительна, тут же поспешила напомнить о своем предложении. Это называется корпоративный эгоизм, который мешает везде, в том числе и в истории с нефтяными фьючерсами.

  10. Мировые цены на нефть

    Эта значимая тема несколько отошла в тень, хотя июль месяц лишний раз показывает нищету рыночных теорий, которые говорят о том, что цена на нефть определяется балансом спроса и предложения. Ни в июне, ни в июле эта теория абсолютно не работала. В июле последовала информация о рекордах в российской добыче. Более 2% рост был по первому полугодию. ОПЕК вышел по добыче на рекордные показатели после 2008 года. Т.е. нефтедобывающие страны наращивали добычу, при этом цена на рынке не падает и по-прежнему колеблется вокруг отметки в 50 долларов, сохраняя волатильность. Значит, нужно прислушиваться к альтернативным объяснительным моделям.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики