Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Встреча вице-премьера РФ Аркадия Дворковича и заместителя премьер-министра Турции Нуреттина Джаникли, помимо всего прочего, содержала в себе намеки на возобновление проекта «Турецкий поток». В итоге к одному решению стороны не пришли и намерены устроить чуть позже отдельную встречу. Каковы шансы «Турецкого потока» выйти из сумрака? Разбиралось Федеральное агентство новостей. 
 
Идея «Турецкого потока» родилась в конце 2014 года, когда руководство ЕС объявило об отказе от «Южного потока», который мог пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии. Однако и новый проект был вскоре заморожен после знаменитого инцидента с Су-24 и охлаждения политических отношений Москвы и Анкары.
 
«Укрепляется уверенность, что проект возродится. Отношения восстанавливаются, но все боятся, пусть Путин и дал указание возобновить все деловые контакты с Турцией, включая частные авиаперевозки и газовые проекты, и сейчас идет подготовка текста межправительственного соглашения о строительстве «Турецкого потока». Но не думаю, что что-либо будет озвучено и подписано до приезда Эрдогана в Петербург. Возможно, они и во время встречи подпишут, но все же это, скорее, пробный шар в двусторонних отношениях», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
По его словам, после соглашения инициатива перейдет на уровень компании «Газпром», и она уже будет работать с государственной турецкой компанией Botas и частными компаниями.
 
«Схема будет стандартная: они прокладывают газопровод, а мы даем им определенные скидки, хотя при нынешней цене на газ в скидках нет необходимости. И начнется работа по определению маршрута газопровода. Но там вырисовывается другая проблема: кто дальше по течению будет принимать этот газ. С одной стороны, договоренности были с Грецией: на ее территории будет строиться газопровод с другим названием — «Греческий поток». Но тут ЕС ужесточает правила строительства: если раньше национальное руководство давало разрешение на это строительство, то теперь Брюссель хочет забрать у них это право», — продолжает эксперт.
 
Понятно, что «Газпром» заинтересован получить турецкий транзит как альтернативу транзиту украинскому: и по причине изношенности газотранспортной системы, и по сведению к нулю разных рисков вроде кражи Киевом российского газа из-за сложных политических отношений. 
 
«По крайней мере, одну нитку Россия будет реализовывать, потому что сейчас около 10-15 миллиардов кубов в Турцию поступает транзитом через территорию Украины, дальше по Трансбалканскому газопроводу, через Болгарию и уже заходит через европейскую часть Турции. Стратегическое решение России — в создании альтернативы транзита через Украину. А для этого нужно строить «Турецкий поток». Вопрос в объемах: вряд ли газопровод будет рентабельным, прокачивая эти 10-15 миллиардов кубов. Поэтому «Газпром» будет договариваться о проложении максимально возможной мощности. И это уже не 63 миллиарда кубов, как изначально задумывалось при строительстве «Южного потока», а только 31,5 миллиард кубов», — продолжает собеседник ФАН.

Юшков высказал надежду, что Россия одновременно сможет реализовать и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», принимая во внимание рассредоточенность рынка и стратегическую задачу — выстроить альтернативный маршрут, где не будет Украины.
 
«Сейчас около 67 миллиардов кубов в год проходит через территорию Украины. По «Северному потоку-2» это будет 53 миллиарда кубов, и еще остается объем для загрузки в «Турецкий поток». Главные рынки сбыта нашего газа сейчас — Германия, Турция и Италия. Той же Италии провести газ через «Турецкий поток» будет выгоднее, чем через «Северный поток-2», что тянется через всю Европу. Но «Северный поток-2» «Газпром» все равно не оставит, рассчитывая тут на падение объемов производства собственного газа в Европе, в том же Северном море и увеличение импорта», — резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Пятов
 
Источник: ФАН, 26.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики