Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Встреча вице-премьера РФ Аркадия Дворковича и заместителя премьер-министра Турции Нуреттина Джаникли, помимо всего прочего, содержала в себе намеки на возобновление проекта «Турецкий поток». В итоге к одному решению стороны не пришли и намерены устроить чуть позже отдельную встречу. Каковы шансы «Турецкого потока» выйти из сумрака? Разбиралось Федеральное агентство новостей. 
 
Идея «Турецкого потока» родилась в конце 2014 года, когда руководство ЕС объявило об отказе от «Южного потока», который мог пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии. Однако и новый проект был вскоре заморожен после знаменитого инцидента с Су-24 и охлаждения политических отношений Москвы и Анкары.
 
«Укрепляется уверенность, что проект возродится. Отношения восстанавливаются, но все боятся, пусть Путин и дал указание возобновить все деловые контакты с Турцией, включая частные авиаперевозки и газовые проекты, и сейчас идет подготовка текста межправительственного соглашения о строительстве «Турецкого потока». Но не думаю, что что-либо будет озвучено и подписано до приезда Эрдогана в Петербург. Возможно, они и во время встречи подпишут, но все же это, скорее, пробный шар в двусторонних отношениях», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
По его словам, после соглашения инициатива перейдет на уровень компании «Газпром», и она уже будет работать с государственной турецкой компанией Botas и частными компаниями.
 
«Схема будет стандартная: они прокладывают газопровод, а мы даем им определенные скидки, хотя при нынешней цене на газ в скидках нет необходимости. И начнется работа по определению маршрута газопровода. Но там вырисовывается другая проблема: кто дальше по течению будет принимать этот газ. С одной стороны, договоренности были с Грецией: на ее территории будет строиться газопровод с другим названием — «Греческий поток». Но тут ЕС ужесточает правила строительства: если раньше национальное руководство давало разрешение на это строительство, то теперь Брюссель хочет забрать у них это право», — продолжает эксперт.
 
Понятно, что «Газпром» заинтересован получить турецкий транзит как альтернативу транзиту украинскому: и по причине изношенности газотранспортной системы, и по сведению к нулю разных рисков вроде кражи Киевом российского газа из-за сложных политических отношений. 
 
«По крайней мере, одну нитку Россия будет реализовывать, потому что сейчас около 10-15 миллиардов кубов в Турцию поступает транзитом через территорию Украины, дальше по Трансбалканскому газопроводу, через Болгарию и уже заходит через европейскую часть Турции. Стратегическое решение России — в создании альтернативы транзита через Украину. А для этого нужно строить «Турецкий поток». Вопрос в объемах: вряд ли газопровод будет рентабельным, прокачивая эти 10-15 миллиардов кубов. Поэтому «Газпром» будет договариваться о проложении максимально возможной мощности. И это уже не 63 миллиарда кубов, как изначально задумывалось при строительстве «Южного потока», а только 31,5 миллиард кубов», — продолжает собеседник ФАН.

Юшков высказал надежду, что Россия одновременно сможет реализовать и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», принимая во внимание рассредоточенность рынка и стратегическую задачу — выстроить альтернативный маршрут, где не будет Украины.
 
«Сейчас около 67 миллиардов кубов в год проходит через территорию Украины. По «Северному потоку-2» это будет 53 миллиарда кубов, и еще остается объем для загрузки в «Турецкий поток». Главные рынки сбыта нашего газа сейчас — Германия, Турция и Италия. Той же Италии провести газ через «Турецкий поток» будет выгоднее, чем через «Северный поток-2», что тянется через всю Европу. Но «Северный поток-2» «Газпром» все равно не оставит, рассчитывая тут на падение объемов производства собственного газа в Европе, в том же Северном море и увеличение импорта», — резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Пятов
 
Источник: ФАН, 26.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики