Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игры спекулянтов: чего ждать от нефти и почему баррель должен стоить $50? (аудио)

Игры спекулянтов: чего ждать от нефти и почему баррель должен стоить $50? (аудио)

Директор Фонда национальной энергетической безопасности в эфире Лайфа рассказал, откуда берутся цены на чёрное золото и какими они будут в ближайшее время.

И. ИЗМАЙЛОВ: В студии Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Константин Васильевич, доброе утро!

К. СИМОНОВ: Здравствуйте.

И. И.: Лето идёт, вроде всё подзатихло, но сообщения, связанные с нефтью и газом, продолжают поступать. Что самое важное сейчас в мире происходит в сфере энергетики?

К. С.: Не знаю, почему вам лето кажется подзатихшим. По-моему, у нас очень много событий происходит и в стране, и в мире. Что касается энергетики, самый главный вопрос, который нас волнует, — это, конечно, сколько стоит нефть и сколько она будет стоить.  

Сейчас цена падает, она упала до рекордных отметок аж с мая текущего года. Хотя, когда вы читаете первую часть фразы, вам кажется, что всё, катастрофа. Но с мая-то прошло всего два месяца, так что не всё так трагично и страшно. 

Существует популярное объяснение стоимости нефти, что нефть — это обычный рыночный товар, цены на который определяются путём баланса спроса и предложения. И что на рынке существует перепроизводство нефти, которое оценивают примерно в 2 миллиона баррелей в сутки, хотя на самом деле это чудовищный объём.

И. И.: Правда 2 миллиона?

К. С.: В том-то и дело, что непонятно. Точнее, понятно, кто посчитал, но никто не проверял. Обычно считает Мировое энергетическое агентство или Министерство энергетики США. Это проблема информационного монополизма, потому что никто их не перепроверяет, и эти цифры с удовольствием тиражируют ваши коллеги. И сложно сказать точно, два это миллиона или не два миллиона.

Но эта монополия никуда не делась.

И. И.: Эти данные берутся из анализа производителей или по текущим цифрам торгующейся на бирже нефти?

К. С.: Берут данные и производителей, и трейдеров. То есть существует информационное агентство, которое специализируется на информации, связанной с торговлей. И Мировое энергетическое агентство позиционирует себя как глобального интегратора, который старается взять цифры со всех сторон, — и с точки зрения производства, и с точки зрения потребления. Есть несколько крупных нефтяных бирж, где эти сделки заключаются, и они оттуда эту информацию и берут.

Интересно то, что этот навес не только не исчезал, но и, по идее, весь 2016 год он должен был расти. Основные производители нефти чувствовали себя с точки зрения производства достаточно неплохо. ОПЕК вышел на рекордные показатели по добыче с 2008 года, Россия продолжает наращивать добычу нефти — в первом полугодии наша добыча выросла более чем на 2%. Для нас это очень приличный результат. Не исключено, что в этом году мы побьём даже годовой рекорд Советского Союза 1987 года, когда у нас был абсолютный пик. То есть суточные рекорды мы уже били, а вот годовой рекорд, причём всего Советского Союза, — нет. Но при этом цены себя вели по-разному. Мы помним, что в начале года они падали, достигнув уровня 30 долларов за баррель, а потом они начали расти, и этот рост никто не мог объяснить. Сначала говорили, что цены растут на ожиданиях договорённости России и Саудовской Аравии. Тогда мы готовили этот саммит — Россия плюс основные члены ОПЕК без Ирана, который был запланирован в Дохе. 

 

Тогда начали искать другие объяснения. Сначала говорили про забастовку в Кувейте, но она закончилась через три дня, а цены опять не упали. Потом говорили про пожары в провинции Альберта в Канаде. Но потом их начали тушить, а цены снова не упали. Поэтому здесь мы видим, что это объяснение не работает. Хотя сейчас цена снизилась — до 45 долларов. Сейчас, конечно, опять будет много теорий про перепроизводство нефти, но, как мы видим, в 2016 году эти теории не особо работают.  

И. И.: В последнее время за ставкой же следили. Говорили, что сразу будет понятно, как нефть себя поведёт.

К. С.: Абсолютно верно. Потому что никуда не делась та ситуация, в которой у нас более 95% сделок по нефти заключаются в виде так называемых фьючерсов. То есть это сделки, которые не доводятся до физического исполнения. Это, по большому счёту, спекулятивный инструмент. Вы покупаете фьючерс не потому, что вам нефть нужна, а потому, что хотите заработать на динамике стоимости. Всё это — инвестиционный инструмент.

 

Американский доллар — это, кстати, тоже способ хранения ваших активов. Бывают такие периоды, когда с рынка фьючерсов деньги уходят в кэш. В начале 2016 года как раз и было такое — инвесторы уводили деньги в кэш, потому что ждали удорожания доллара. Потом доллар стал дешеветь, цена на нефть стала расти. Это было выгодно США, потому что сланцевая индустрия США, несмотря на снижение себестоимости, — штука достаточно затратная. Мой прогноз был, что цена должна находиться примерно на уровне в 50 долларов с волатильностью плюс-минус 5—7 долларов, потому что это примерно соответствует себестоимости добычи сланцевой нефти в США. Губить свою нефтяную индустрию США, безусловно, не хотят. По большому счёту, не производители сегодня определяют стоимость нефти. Доллар является основной резервной валютой, это инструмент сбережения. У инвестора есть вариант, если он ожидает рост доллара, уходить в кэш, а не покупать сырьевые фьючерсы. Финансовая политика проводилась таким образом, чтобы цена на нефть как раз была на уровне 45—50 долларов.

 

И. И.: Это означает, что всё-таки цена подползёт к 50 в ближайшее время?

К. С.: Я думаю, что волатильность будет, но сейчас я не исключаю, что нефть будет дешеветь, опять начнутся разговоры о том, что она никому не нужна и скоро закончится. Алгоритм простой: если цена на нефть уйдёт на уровень 30 долларов, то сланцевые производители США начнут разоряться, потому что такую цену они не выдерживают.

 

И. И.: А зачем тогда это нужно было США в тот период, когда нефть падала довольно серьёзно? Действительно ли мы сейчас столкнулись с ситуацией, когда раньше любая заварушка на Ближнем Востоке мгновенно поднимала стоимость нефти, а сейчас все эти факторы никак не отражаются на её стоимости? Выборы в США могут стать каким-то определяющим моментом, который окажет влияние на стоимость?

 

К. С.: Действительно, много интересных вопросов вы задали. Начнём с политического фактора. Да, говорилось о том, что значительная часть стоимости нефти — это политическая компонента. И в этом плане мы можем сказать, что геополитический фактор из цены в последние годы ушёл. Это не означает, что он не вернётся туда, но рынок стал относиться спокойнее к тому, что там происходит. На Ближнем Востоке происходят достаточно значимые события. Интерес здесь в том, что, несмотря на то, что там сохраняется турбулентность, основные производители нефти чувствуют себя достаточно неплохо. Более того, Ирак очень прилично прибавил в добыче. То есть последствия той войны, которая была там при свержении Саддама Хусейна, уже устранены для нефтяного комплекса. Инвесторы пришли, прошло уже несколько раундов распределения месторождений. И вот теперь мы видим, что Ирак очень сильно прибавляет.

И. И.: А Йемен, Саудовская Аравия?

К. С.: В Йемене идёт гражданская война с участием Саудовской Аравии. Но Йемен не является столь уж крупным производителем нефти, и в этом плане внутренняя ситуация в Йемене на рынок нефти влияния не оказывает. Сирия тоже не является крупным игроком на рынке, поэтому там ключевой фактор — это Ирак и Иран. Но с Ирана снимают санкции, поэтому все живут ожиданиями того, что Иран начнёт наращивать добычу. Хотя ожидания эти сильно преувеличены. Но ситуация там скорее позитивная с точки зрения производства. Это не означает, что Ближний Восток ещё не сгенерирует каких-нибудь новостей, которые повлияют на рынок.

Самая простая история — это ситуация с Ормузским проливом. Дело в том, что основные объёмы нефти из этого региона проходят через этот пролив, в этом и есть одна из проблем, потому что отношения между Ираном и Саудовской Аравией очень сложные. Саудовская Аравия даже серьёзно обиделась на США, когда они сняли санкции с Ирана.

И. И.: К нам присоединяются наши коллеги из телевизионной студии. Лев Шагинян на связи.

Л. ШАГИНЯН: Доброе утро! У меня есть вопрос к Константину Васильевичу. Когда уже различные альтернативные источники энергии прочно войдут в нашу жизнь? Недавно самолёт Solar Impulse 2 закончил свою кругосветку. Можно ли надеяться на то, что наше поколение застанет тот момент, когда эти самолёты на солнечной энергии войдут в авиапарк и будут использоваться на регулярной основе?

К. С.: А вы этого так хотите?

Л. Ш.: А почему нет?

К. С.: А зачем? Почему вам так хочется летать на солнечном самолёте?

Л. Ш.: Экономия энергоресурсов, я стараюсь думать о таких вещах.

К. С.: Тут вы сильно погорячились, потому что производство электроэнергии из солнца и ветра только кажется дешёвым удовольствием. Я как раз не являюсь суперфанатом возобновляемой энергетики, я понимаю, что этот процесс идёт и развивается, это здорово. 

Идёт такая сознательная раскрутка этого вида энергии и заодно демонизация углеводородов. Вы говорите, что волнуетесь об экономии, экологии. Но везде есть детали, в которых кроется дьявол. Многие восторгаются полётом этого солнечного самолёта. Он во всех СМИ присутствует, и создаётся ощущение, что скоро мы все на нём полетим. Но возобновляемая энергетика — достаточно дорогое удовольствие, как я уже сказал. Когда нефть стоила 100 долларов, было очень выгодно вкладывать деньги в возобновляемую энергетику. Действительно, инвестиции были сделаны большие, и себестоимость генерации в зелёном сегменте сокращалась и приближалась к углеводородной. Но когда стоимость нефти упала более чем в два раза, ситуация радикально поменялась. То есть опять возобновляемая энергетика оказывается нерентабельной с экономической точки зрения. 

 

У нас 20% населения Земли вообще лишены доступа к электроэнергии в любом виде. 

 

Когда вы будете летать на солнечном самолёте, вы будете платить ещё больше. То же самое касается электромобилей. Это далеко не однозначная история. В прошлом году в США, передовой стране, где куча заправок для электромобилей, менее 1% продаж новых автомобилей пришлось на электромобили. Никто не берёт их, все покупают большие машины с большим объёмом двигателя, которые ездят на бензине. Это гораздо дешевле, и никакие субсидии в сегмент электромобилей пока не помогают. Это по-прежнему дорогое удовольствие.

 

Если вы возьмёте сегодняшнюю долю всей возобновляемой энергетики в мировом энергобалансе, это будет 2—3%. Поэтому делайте выводы о том, когда эти 2-3% превратятся в какую-то серьёзную величину. Я думаю, что прогресс будет далеко не таким быстрым и фантастическим, как кажется.

Л. Ш.: То есть в ближайшем будущем ждать самолётов, которые летают на возобновляемых энергоресурсах, не стоит?

К. С.: Я помню, как несколько лет назад другой известный бизнесмен — господин Брэнсон — летал на "кокосовом самолёте". Потом у него был Boeing-747. А потом выяснилось, что на самом деле из четырёх моторов кокосовым топливом был заправлен один, да и то не кокосовым, его только пару капель добавили и громко заявили, что он летает на самолёте, который заправляется возобновляемым топливом. Вы помните, как 5—7 лет назад все говорили, что мир скоро перейдёт на биотопливо? И что? Вы летаете на кокосовом топливе?

Л. Ш.: Пока ещё нет.

К. С.: То же самое будет и с солнечной энергией.

Л. Ш.: Спасибо за ваш рассказ!

И. И.: Вы, наверное, видели статью, касающуюся удешевления жизни в ближайшие 20 лет, которая говорит о том, что мобильные телефоны какое-то время назад были недоступны, и что мы видим сейчас. То же самое с возобновляемой энергией.

"Количество солнечной энергии, попадающей на Землю в течение одного часа, в 5 тысяч раз превышает количество энергии, которое всё человечество использует за один год. Солнечная энергия в избытке по всему миру, причём беднейшие страны — самые солнечные. Сегодня средняя стоимость солнечной энергии упала до 3 центов за киловатт в час, производство солнечной энергии продолжит демонетизироваться за счёт повышения эффективности в результате новых научных открытий". Возможно ли это?

К. С.: На самом деле эта тема крайне актуальна не только с точки зрения энергетики, но и будущего общества.

 

Имейте в виду, население растёт, оно переезжает в города. В этом плане уровень потребления, по идее, тоже должен расти. Мне всё время говорят, что эпоха нефти закончилась. Но если потребление нефти в мире растёт на 2% год, как эпоха-то заканчивается? Когда она начнёт падать на 2% и будет падать на протяжении 10 лет, тогда и скажете, что эпоха заканчивается.

 

И. И.: Сколько нефти сейчас идёт на энергию, а сколько в пластмассы, пакеты и так далее в процентном соотношении?

К. С.: Это вы правильно говорите. Нефть давно уже перестала быть энергоносителем. 

Из мазута электроэнергию уже, конечно, делают редко. Это скорее резервное топливо для тех же ветряных станций. 

Я вчера прочитал, что учёные прогнозируют, что в 2040 году компьютеры будут потреблять электроэнергии столько, сколько сейчас в целом производится в мире. То есть мы будем обрастать девайсами, которые будут расти в производительности. И эти моменты тоже надо учитывать.

Говорится о том, что в будущем мы столкнёмся с ситуацией практически нулевого потребления. Это означает, что если мы жили и живём частично в эпоху консьюмеризма, то есть активного потребительства, то постепенно мы будем переходить на другую культуру. Это будет означать абсолютно другой социум. То есть вы будете сидеть дома, никуда особо не ходить, работать дома или не работать. Вам вообще не нужно будет летать ни на керосиновых самолётах, ни на солнечных. У вас будет просто какой-то виртуальный шлем, вы его наденете и полетите куда хотите, — на море, на Марс. Может быть, я утрирую, но говорится именно об этом. Холодильник у вас будет по Интернету заказывать продукты, то есть в магазин ходить не нужно будет, вам всё будут привозить.

И. И.: А привозить будет тоже автоматика?

К. С.: Конечно. А если нужно вам пойти куда-то — напечатали на 3D-принтере штаны одноразовые, сходили, а потом выкинули их.

Но это достаточно радикальная точка зрения. В этой ситуации, возможно, потребление энергоносителей у вас резко упадёт, хотя все эти девайсы будут употреблять дикое количество энергии. То есть на все эти шлемы вам тоже нужно будет электроэнергию брать.

И. И.: Вопрос — где деньги на всё это взять?

К. С.: Хороший вопрос. Может, как в Швейцарии предложили платить людям просто за факт их существования определённые деньги? Но это один момент в этом сценарии. Нефть действительно будет не нужна, потому что вы вообще не будете передвигаться. Главную роль будет играть именно электроэнергия, которая вам будет нужна, чтобы питать ваши компьютеры и другие девайсы.

В чём проблема энергии: она традиционно является нехранимым товаром. То есть вы её произвели — вы её должны потребить там же. В чём проблема электромобилей? Они до сих пор не научились хранить электроэнергию. Нужно же постоянно подзаряжаться. Это главная история с Tesla — как сократить время подзарядки. Они используют разные механизмы, различные системы подзарядки, чтобы сократить время и увеличить расстояние.

 

Вы и ваши коллеги приучили нас их ненавидеть. Но никто не задумывается о том, что мы живём на них. Как бы мы не закончились вместе с ними.

 

И. И.: Это расчёт на то, что мы всё-таки пойдём за прогрессом.

К. С.: Я недавно участвовал в дискуссии, одна чиновница говорит: "Мы отстали от прогресса, у нас до сих пор не делаются в массовом порядке станции для производства ветряной энергии". А что, ветряная станция — это такой прогресс? Да это примитивное устройство. Ничего прогрессивного в производстве ветряной станции просто нет, это никакая не инновация.

И. И.: Мы не успеваем запрыгнуть на этот пароход.

К. С.: Я несколько лет говорю: "Примите прогрессивный закон о клонировании. Разрешите клонировать человека, и вы получите колоссальный прогресс в биотехнологии". Но этого же никто не делает. Так вот, когда у нас недавно отменили ввозные пошлины на электромобили, все были в восторге. Зачем вам электромобили-то в России, объясните мне? В ситуации, когда у вас климат, предполагающий два пика потребления: летом, когда нужны кондиционеры, и зимой, когда нужна печка. В этой ситуации вы ваш электромобиль только и будете заряжать. Но говорят, что прогресс не остановить, сейчас Tesla работает над тем, чтобы сделать домашний аккумулятор. Речь идёт о том, что, если удастся сделать домашний аккумулятор, вы можете в своей квартире или доме поставить солнечные батареи, днём копить энергию, а в ночной период у вас будет домашний аккумулятор, и тем самым вы решите проблемы. Это другая структура потребления. Эти идеи возникли, потому что ахиллесова пята всей зелёной энергетики заключается в том, что эту электроэнергию надо дать в сеть. Нужно этих производителей объединить в единую сеть. Потому что проблема в том, что вы не можете рассчитать, сколько у вас будет производства электроэнергии каждой станцией. Поэтому у вас огромные перепады, которые выводят из строя эти сети. Отсюда и возникли идеи "умных сетей", но они не сработали. Тогда отказались от этой концепции, сказав: "А зачем нам сети? Давайте мы будем производить и тут же потреблять!" Вот у вас есть дом, пусть он там производит сам электроэнергию, скидывает в аккумуляторы, ночью потребляет и ни от кого не зависит. Но этот аккумулятор, во-первых, нужно сделать, а во-вторых, это абсолютно другая социальная структура.

И. И.: Это опять же не наши условия. Если снег завалит крышу, возникнет проблема. Мы же с вами, по-моему, говорили об автономном портативном ядерном реакторе возле дома, которого на сто лет спокойно хватит?

К. С.: Не со мной.

 

Кстати, это хороший пример, потому что, когда изобрели расщепление ядра и получили мирную атомную энергию, тоже говорили, что кругом будет одна атомная энергия. Однако после каждой аварии мы как-то призадумываемся и пригорюниваемся. Я всё время вижу расчёты, что атомная энергия — супердешёвая. Но всегда надо внимательно наблюдать за этими цифрами. Она, конечно, дешёвая, если вы не берёте в расчёт стоимость демонтажа атомной станции. А вот если вы всё это сложите, она окажется не такой уж дешёвой.

 

И.И.: "Над сланцами мы тоже смеялись, теперь вынуждены считаться с этим фактором", — пишет слушатель.

К. С.: Мы не смеялись. Лично я считаю, что мы должны быть благодарны сланцевой нефти. Откуда взялась эта история с возобновляемой энергетикой? Всё очень просто. Раньше на Западе доминировала точка зрения, что углеводороды конечны, и их на всех не хватит. И они пребывали в панике, потому что им казалось, что они свои ресурсы проели, а у кого остались эти ресурсы? У русских и арабов. И они страшно боялись оказаться в зависимости от русских и арабов, тем более что цена пошла вверх. И тогда они начали думать, что делать. И придумали возобновляемую энергию. Пусть она дорогая, но зато мы не будем зависеть от русских и арабов.

В США начали применять технологии сланцевой добычи. США, между прочим, обогнали нас по производству газа. В прошлом году они по годовой добыче нефти тоже нас обогнали. Вы представляете? Во-первых, на Западе чуть-чуть сбросили панику на тему углеводородов. Поскольку США — дружественная страна, то на Западе возникло ощущение, что придумана технология, которая продлевает век углеводородов, которых, оказывается, много. Тот же сланцевый газ, например, в Польше собирались добывать. Другое дело, что в Европе это не пошло. Там это связано и с населением, и со структурой запасов, просто США — большая страна, там есть огромные территории в Техасе, где вы можете добывать. А в Европе негде это делать.

 

Оказалось, что углеводородов ещё полно на планете, просто нужны новые технологии их извлечения.

 

И. И.: Это выгодно тем, кто нефть добывает и кладёт денежки в карман.

К. С.: Второй момент, уже внутренний. США за последние 10 лет увеличили добычу нефти на 85%. Когда в России говорят, что только идиоты добывают нефть, я отвечаю: "Объясните мне тогда, зачем США стремительно наращивают добычу? Они тоже идиоты, что ли?"

И. И.: Они же не только этим занимаются.

К. С.: Вот это другой вопрос. Вы тоже не только этим занимайтесь.

И. И.: Мы не можем не только этим заниматься.

К. С.: А почему они-то могут?

И. И.: Потому что русским надо закрыть один вопрос, чтобы начать заниматься другим, видимо.

К. С.: Это странная точка зрения, что у нас инновации начнутся, когда нефть закончится. Почему США озаботились этой темой? Объясню. В США колоссальная экономика. Несмотря на то, что они добывают нефти больше, чем мы, они — крупнейший импортёр. Китай их сейчас обогнал, но они, будучи крупнейшим добытчиком нефти, являются и вторым в мире её импортёром. Представляете, какая это чудовищная экономика с точки зрения потребления этой нефти?

Поэтому США сейчас решают вопрос зависимости от поставок с Ближнего Востока. Увеличивая добычу, они снижают зависимость от импорта.

И. И.: Это ещё старые контракты?

К. С.: Нет, экспорт — это виртуальная история, связанная с ценообразованием на нефтеперерабатывающих заводах Штатов. Грубо говоря, многим НПЗ невыгодно перерабатывать свою нефть, а выгодно отправить её за рубеж и купить в других странах. Это связано со структурой ценообразования на переработку внутри США. Они, конечно, не являются никакими экспортёрами нефти. Если вы из России продадите 10 кг бананов, вы не сделаете её экспортёром бананов. То же самое и с нефтью. Сегодня Китай на первом месте в мире по импорту нефти, США — на втором, Япония — на третьем, Индия — на четвёртом. 

 

Поэтому здесь политика логична. И республиканцы, и демократы будут её продолжать, я уверен. У нас была такая точка зрения, что у республиканцев ставка на консервативные отрасли, у демократов — ставка на hi-tech, банкинг и так далее. Сейчас ситуация изменилась. Сколько демократы уже управляют США? И при них такой фантастический прогресс в нефтяной индустрии был. Поэтому сейчас производство нефти — это тоже инновационная штука, и США это понимают. Я думаю, что нефтяная промышленность будет зависеть не столько от того, кто победит на выборах, сколько от мировых цен. А США, я думаю, будут продолжать эту политику.

 

Сейчас цены выглядят так, чтобы не разорялись собственные производители, но чтобы русские и арабы тоже не слишком радовались. Как раз отметка в 50 долларов этому и соответствует. С точки зрения нефтяной индустрии я не вижу сильного влияния на выборы. А вот с точки зрения мировой политики, конечно, будет весело.

И. И.: Возобновление строительства "Турецкого потока" — это авантюра?

К. С.: "Турецкий поток" был задуман в четыре нитки. Две нитки уже переехали на север и стали "Северным потоком — 2", потому что через север мы должны зайти на итальянский рынок. Сейчас главный вопрос заключается в том, нужно ли делать Турцию транзитной страной. Из двух оставшихся ниток одна нитка — это Турция, потому что там до сих пор потребляют газ через Украину. А вторая нитка — Болгария, Греция и балканские государства. Моя идея заключается в том, что мы можем построить проект, который я называю южнотурецким. Одна нитка пойдёт в Турцию и там останется, то есть Турция не станет транзитной страной. Две трубы идут параллельно практически до конца, а потом одна идёт в Турцию, а вторая — в Болгарию, через Болгарию — в Грецию и на Балканы. Тем самым мы лишаем Турцию транзитного статуса, потому что непонятно, как обстоят дела с нашими отношениями. В этом плане надо лишить Турцию транзитного статуса, но при этом мы всё равно должны решить проблему транзита через Украину.

В старом формате была идея о том, что трубы идут через Турцию, создаётся хаб на границе Турции и Греции. В моей версии никакого хаба там не делается.

И. И.: А они так не хотят?

К. С.: Они бы, конечно, хотели, чтобы транзит шёл через Турцию.

И. И.: Я наших имею в виду.

К. С.: Наши пока официальной точки зрения не высказали. Посмотрим. Как раз 9-го будут переговоры Эрдогана и Путина в Питере, под это дело я думаю, что и "Газпром" начнёт свои переговоры. Пока официальная позиция не заявлена, но я такую идею выдвинул и считаю её вполне логичной.

И. И.: Была информация о каком-то фантастическом появлении новых буровых установок в США. Что там с этим происходит?

К. С.: Эта история очень занятная, потому что всё время говорили, что нужно смотреть на статистику буровых. Ну, мы смотрели, а потом оказалось, что эта статистика вообще ни о чём не говорит. Вдруг в прошлом году резко стало сокращаться количество буровых в США, а добыча сокращаться не стала. Конечно, стали задавать вопросы о том, что происходит. Когда число буровых росло, нам всё время говорили, что это означает, что США наращивают добычу, а это значит, что цена на нефть всегда будет дешёвой. Когда количество буровых стало падать, там стали говорить, что это означает, что в США очень быстро идёт прогресс, и буровые стали более эффективными, и США всё равно будут наращивать добычу нефти, и она будет дешёвой. Теперь снова растёт число буровых. Короче говоря, это всё лукавые цифры, но в трактовке любителей дешёвой нефти, что бы ни происходило, нам всё равно говорят, что нефть будет дешёвой. 

Источник: Life.Ru, 27.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики