Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

С большой долей вероятности можно сказать, что проект «Турецкий поток» возобновится. Тем более, мы видим, что улучшение отношений продолжается. Еще после письма Эрдогана Путин дал указания правительству возобновить все контакты в экономической сфере. Правительство уже начало это исполнять. Пошли контакты на уровне министерств. Идет процесс согласования текста межправительственного соглашения, которое должно быть подписано, чтобы на уровне компаний пошла работа по согласованию технических вопросов и определению маршрута пролегания.

Ранее «Газпром» в рамках этого проекта пообещал скидку компании «Botas» и частным турецким фирмам. Однако потом эта скидка была отозвана, так как сам газопровод строить не начали. Поэтому если сейчас межправительственное соглашение будет подписано, то переговоры перейдут на уровень компаний.

В настоящее время можно говорить, что мощность газопровода составит не более 31,5 млрд. кубов в год. Но точную цифру назвать нельзя. 15 млрд. кубов в год нужно самой Турции для того, чтобы отказаться от поставок через Украину. Сейчас российский газ поступает в Турцию двумя маршрутами – по «Голубому потоку» через Черное море, а также через Украину по «Трансбалканскому газопроводу». Именно в поставке «украинской» части газа Турции без транзитеров и есть смысл «Турецкого потока».

Еще примерно 15 млрд. кубометров газа в год должны пойти по «Турецкому потоку» дальше в Европу через Грецию. С этими объемами самая большая проблема. Евросоюз и США будут всячески противодействовать «Турецкому потоку», как и «Южному». Так же, как они сейчас противодействуют реализации «Северного потока-2».

Поэтому большой вопрос – будет ли Россия решать эту проблему с ЕС один на один или подключится Турция? У нее есть серьезные рычаги давления на ЕС. Один из них – положение о том, что все газопроводы, выходящие из Турции, должны иметь один статус. «Трансадриатический трубопровод», который поставляет азербайджанский газ в саму Турцию и дальше – в Европу, получил все возможные льготы, на которые был способен ЕС. В том числе исключение из «Третьего энергопакета», чего российская сторона активно добивается и для первого «Северного потока», и для других проектов. В льготы для Турции также входит приоритет при реализации в Евросоюзе.

Таким образом, если бы позиции по лоббированию интересов России и Турции в ЕС были согласованы, то это стало бы очень перспективным направлением. Тогда был бы создан единый газовый коридор в Европу с юга. В этом плане у Турции больше рычагов давления на ЕС, чем у России.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 28.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики