Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

С большой долей вероятности можно сказать, что проект «Турецкий поток» возобновится. Тем более, мы видим, что улучшение отношений продолжается. Еще после письма Эрдогана Путин дал указания правительству возобновить все контакты в экономической сфере. Правительство уже начало это исполнять. Пошли контакты на уровне министерств. Идет процесс согласования текста межправительственного соглашения, которое должно быть подписано, чтобы на уровне компаний пошла работа по согласованию технических вопросов и определению маршрута пролегания.

Ранее «Газпром» в рамках этого проекта пообещал скидку компании «Botas» и частным турецким фирмам. Однако потом эта скидка была отозвана, так как сам газопровод строить не начали. Поэтому если сейчас межправительственное соглашение будет подписано, то переговоры перейдут на уровень компаний.

В настоящее время можно говорить, что мощность газопровода составит не более 31,5 млрд. кубов в год. Но точную цифру назвать нельзя. 15 млрд. кубов в год нужно самой Турции для того, чтобы отказаться от поставок через Украину. Сейчас российский газ поступает в Турцию двумя маршрутами – по «Голубому потоку» через Черное море, а также через Украину по «Трансбалканскому газопроводу». Именно в поставке «украинской» части газа Турции без транзитеров и есть смысл «Турецкого потока».

Еще примерно 15 млрд. кубометров газа в год должны пойти по «Турецкому потоку» дальше в Европу через Грецию. С этими объемами самая большая проблема. Евросоюз и США будут всячески противодействовать «Турецкому потоку», как и «Южному». Так же, как они сейчас противодействуют реализации «Северного потока-2».

Поэтому большой вопрос – будет ли Россия решать эту проблему с ЕС один на один или подключится Турция? У нее есть серьезные рычаги давления на ЕС. Один из них – положение о том, что все газопроводы, выходящие из Турции, должны иметь один статус. «Трансадриатический трубопровод», который поставляет азербайджанский газ в саму Турцию и дальше – в Европу, получил все возможные льготы, на которые был способен ЕС. В том числе исключение из «Третьего энергопакета», чего российская сторона активно добивается и для первого «Северного потока», и для других проектов. В льготы для Турции также входит приоритет при реализации в Евросоюзе.

Таким образом, если бы позиции по лоббированию интересов России и Турции в ЕС были согласованы, то это стало бы очень перспективным направлением. Тогда был бы создан единый газовый коридор в Европу с юга. В этом плане у Турции больше рычагов давления на ЕС, чем у России.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 28.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики