Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

И. Юшков: «У Турции есть серьезные рычаги давления на ЕС в вопросе строительства «Турецкого потока»

С большой долей вероятности можно сказать, что проект «Турецкий поток» возобновится. Тем более, мы видим, что улучшение отношений продолжается. Еще после письма Эрдогана Путин дал указания правительству возобновить все контакты в экономической сфере. Правительство уже начало это исполнять. Пошли контакты на уровне министерств. Идет процесс согласования текста межправительственного соглашения, которое должно быть подписано, чтобы на уровне компаний пошла работа по согласованию технических вопросов и определению маршрута пролегания.

Ранее «Газпром» в рамках этого проекта пообещал скидку компании «Botas» и частным турецким фирмам. Однако потом эта скидка была отозвана, так как сам газопровод строить не начали. Поэтому если сейчас межправительственное соглашение будет подписано, то переговоры перейдут на уровень компаний.

В настоящее время можно говорить, что мощность газопровода составит не более 31,5 млрд. кубов в год. Но точную цифру назвать нельзя. 15 млрд. кубов в год нужно самой Турции для того, чтобы отказаться от поставок через Украину. Сейчас российский газ поступает в Турцию двумя маршрутами – по «Голубому потоку» через Черное море, а также через Украину по «Трансбалканскому газопроводу». Именно в поставке «украинской» части газа Турции без транзитеров и есть смысл «Турецкого потока».

Еще примерно 15 млрд. кубометров газа в год должны пойти по «Турецкому потоку» дальше в Европу через Грецию. С этими объемами самая большая проблема. Евросоюз и США будут всячески противодействовать «Турецкому потоку», как и «Южному». Так же, как они сейчас противодействуют реализации «Северного потока-2».

Поэтому большой вопрос – будет ли Россия решать эту проблему с ЕС один на один или подключится Турция? У нее есть серьезные рычаги давления на ЕС. Один из них – положение о том, что все газопроводы, выходящие из Турции, должны иметь один статус. «Трансадриатический трубопровод», который поставляет азербайджанский газ в саму Турцию и дальше – в Европу, получил все возможные льготы, на которые был способен ЕС. В том числе исключение из «Третьего энергопакета», чего российская сторона активно добивается и для первого «Северного потока», и для других проектов. В льготы для Турции также входит приоритет при реализации в Евросоюзе.

Таким образом, если бы позиции по лоббированию интересов России и Турции в ЕС были согласованы, то это стало бы очень перспективным направлением. Тогда был бы создан единый газовый коридор в Европу с юга. В этом плане у Турции больше рычагов давления на ЕС, чем у России.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 28.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики