Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реанимация «Турецкого потока» беспокоит Евросоюз

Реанимация «Турецкого потока» беспокоит Евросоюз

Чиновники ЕС выражают недовольство известиями о возобновлении переговоров Москвы и Анкары по газопроводу «Турецкий поток». Договоренности, которые сорвались из-за резкого ухудшения российско-турецких отношений, теперь предполагают разработку проекта, сильно отличающегося от прежнего, и выгодного Европе. Чем в таком случае может быть вызвана негативная реакция еврочиновников?

В руководстве Евросоюза обеспокоены возобновлением переговоров по проекту газопровода «Турецкий поток».  

Так, высокопоставленный чиновник ЕС опасается, что Россия с помощью «Турецкого потока», во-первых, снизит роль Украины как транзитера газа, а во-вторых, сделает невыгодными альтернативные поставки топлива из Каспийского региона. Таким образом, зависимость Европы от Газпрома возрастет.

«Это имеет смысл для Турции, поскольку она будет получать дешевый газ из России, но для нас это станет проблемой», – признался чиновник, которого цитировал Reuters.

При этом опрошенные западными СМИ эксперты пытаются успокоить европейских чиновников, заявляя, что возобновленный российско-турецкий союз непрочен, особенно на фоне потрясений после попытки переворота в Турции. «Во времена нестабильности, если вы в здравом уме, вы не будете начинать масштабных инфраструктурных проектов», – заявил Симон Тальяпьетра, эксперт из брюссельского аналитического центра «Брейгель». Москва и Анкара, по его мнению, сейчас больше заинтересованы в политических декларациях, нежели в реальной реализации проектов, сообщил Business Insider.

«Турция заинтересована, чтобы газ поступал напрямую»

7 июня президент России Владимир Путин заявил, что Москва не отказывалась окончательно ни от проекта «Турецкий поток», ни от проекта «Южный поток», по обоим нужна ясная позиция Евросоюза. Напомним, договоренность о строительстве газопровода из России в Европу по проекту «Турецкий поток» была достигнута между Москвой и Анкарой в декабре 2014 года. Однако переговоры прекратились после того, как в ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24 и отношения стран ухудшились.  

На прошлой неделе Анкара выразила готовность начать строительство первой нитки «Турецкого потока». Турецкий вице-премьер Мехмет Шимшек и министр экономики Нихат Зейбекчи прибыли в российскую столицу с правительственной делегацией для обсуждения дальнейших планов. Тогда же Москва и Анкара договорились создать рабочую группу по «Турецкому потоку».

Наконец, 29 июля министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия и Турция обсуждают строительство двух ниток (ветвей) газопровода «Турецкий поток». «Турция заинтересована в том, чтобы газ поступал напрямую, минуя другие транзитные страны, и в рамках этого в «Турецком потоке» предусмотрена одна нитка как минимум для потребителей турецких. Нитка – 15,75 млрд кубометров газа», – пояснил он.

Новак добавил, что речь о строительстве двух ниток. Вторая нитка – это для европейских потребителей, юго-западных потребителей европейских стран, которая также может быть проложена по дну Черного моря и через территорию Турции».

 «Это уже абсолютно разные проекты»

«Изначально «Турецкий поток» планировалось строить в четыре нитки, две нитки уже переехали на Север, стали называться «Северный поток – 2». Они пойдут в Италию, в то время как ранее планировалось, что газ в Италию пойдет через Турцию», – напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Эксперт пояснил, что сейчас ведутся переговоры по двум ниткам «Турецкого потока». Однако наиболее рациональной была бы идея строительства «Южного турецкого потока»: то есть одну нитку провести в Турцию только для турецкого рынка, а вторую построить в Болгарию и дальше в Грецию.

«В этом случае мы не делаем Турцию транзитной стороной. По Болгарии нужно согласование ЕС, но оно может быть получено, потому что проект уже не такой масштабный и вполне попадает под правила ЕС», – подчеркнул эксперт.

«Турция, конечно же, очень хочет получить транзитный статус. Но я совершенно не понимаю, почему мы должны его предоставлять», – подчеркнул Симонов, отметив, что этот вопрос будет одним из ключевых на встрече Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана 9 августа.

Симонов добавил, что попытка переворота в Турции не станет причиной торможения переговоров. «Как раз сейчас стороны и будут заниматься переговорами по «Турецкому потоку». Отношения реанимированы», – указал собеседник. Можно спорить на тему, не слишком ли мы быстро реанимировали их, но главное – «с Турцией надо быть аккуратными и не давать транзитный статус», подчеркнул эксперт.

Так как Турция уже потеряла две нитки, «сегодняшний «Турецкий поток» серьезно отличается от того, что был заявлен осенью 2014 года». «Это уже абсолютно разные проекты. Особых рисков я не вижу», – указал Симонов.

Евросоюзу придется определиться

Что касается европейцев, их обеспокоенность – «странная». «Единственная причина, почему ЕС может быть против «Турецкого потока» или «Южно-турецкого потока», – в том, что ЕС хочет сохранить транзитный статус Украины», – отметил эксперт.

Для ЕС Украина – это страна, которую надо поддерживать, и для этого хоть какой-то транзит сохранить. «Но в нашем понимании Украина – это источник рисков для Евросоюза, – пояснил собеседник. – ЕС нужно определиться, чем для него является Украина».  

«Южный турецкий поток» полностью соответствует философии ЕС по расширению инфраструктуры на входе в Европейский союз, всем нормативам Евросоюза, Третьему энергопакету (принятые в 2009 году шесть законодательных актов ЕС, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны – прим. ВЗГЛЯД). С формальной точки зрения никаких претензий ни к «Турецкому», ни к «Южно-турецкому потоку» у Евросоюза быть не должно», – резюмировал эксперт. 

Автор: Марина Балтачева 

Источник: Взгляд, 02.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики