Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нам нужны гарантии: Россия будет говорить с Турцией жестко

Нам нужны гарантии: Россия будет говорить с Турцией жестко

Сегодня министр экономического развития России Алексей Улюкаев и его коллега – министр экономики Турции Нихат Зейбекчи, проведут последний раунд консультаций насчет восстановления экономических отношений между нашими странами. 
 
Примечательно, что вопрос здесь в первую очередь коснется  тех проблем, которые есть между Россией и Турцией в энергетической сфере.

Текущие отношения между Россией и Турцией

Известно, что Россия и Турция уже договорились по поводу восстановления в прежнем объеме туристического обмена.
 
Другой вопрос, что это соглашение пока еще не было окончательно реализовано по причине нестабильности внутри Турции, где сейчас подвешенная обстановка в плане безопасности из-за попытки государственного переворота, которая произошла в прошлом месяце.
 
Сложнее идет работа по поводу получения Турцией разрешения на экспорт плодоовощной продукции в Россию. Здесь очень много тонкостей, и если эмбарго само по себе уже было снято, то сертификаты и другие необходимые для восстановления поставок документы Турция пока не получила у России .
 
Кроме того, глава российского правительства Дмитрий Медведев сразу заявил, что после телефонного разговора между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом был снят запрет только по вопросам туризма, а насчет экспорта фруктов и овощей сторонам необходимо будет договариваться отдельно.
 
Естественно, Москва пойдет на решение этой проблемы только за ряд уступок со стороны Анкары, поэтому здесь существует большое поле для переговорного процесс между Улюкаевым и Зейбекчи.

Отношения России и Турции в сфере энергетики

Что касается вопросов энергетической сферы, то охлаждение отношений между нашими странами не затронуло поставки энергоресурсов из России в Турцию, но, при этом, эта ситуация заморозила реализацию таких проектов как «Турецкий поток» и АЭС «Аккую».
 
Очевидно, что эти проекты необходимы, как Москве, так и Турции, поэтому вопрос гарантий их реализации будет на повестке дня этой встречи.
 
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что если говорить о проекте «Газовый поток», то на момент заморозки отношений между Россией и Турцией, пакет документов, необходимый для начала его реализации, в целом уже был готов.
 
«Поэтому для того, чтобы сейчас актуализировать этот документ, российской стороне нужно просто больше гарантий со стороны Турции, а именно не только соглашение по строительству самого газопровода, но и согласованные контракты на поставку газа из России в Турцию», - констатирует Гривач.
 
Соответственно, как считает Гривач, встречей Улюкаева и Зейбекчи этот вопрос не ограничится и нужен будет еще один раунд коммерческих переговоров между российской и турецкой сторонами, а после этого время потребуется на парафирование и согласование всего этого комплекса двусторонних соглашений между Россией и Турцией.
 
При этом, все главные и стратегические вопросы нужно обговорить заранее, поскольку иначе дело не сдвинется с мертвой точки.
 
Также, несмотря на потепление отношений с Анкарой, в Москве прекрасно понимают, что турецкое руководство склонно к резкой перемене настроений, поэтому нельзя исключать, что при подходящий ситуации оно может так же резко сменить свою внешнеполитическую ориентацию с России на те же США.
 
Учитывая, общую ненадежность турецкого партнера, России, чтобы работать с Турцией по ряду совместных проектов, нужны серьезные гарантии, и именно их характер и будет обсуждаться на встрече между Улюкаевым и Зейбекчи.

Будущее «Турецкого потока»

«Первая нитка «Турецкого» потока будет направлена на внутренний рынок Турции, которая и так является нашим крупным партнером по экспорту газа, поэтому здесь нужны только юридически обязывающие договора. Что касается последующих «ниток», то здесь нужно будет взаимодействие с европейскими получателями газа, которые будут готовы развивать эту инфраструктуру в Евросоюзе для того, чтобы привести российский газ в Европу», - резюмирует Гривач.
 
Это важный момент, поскольку, как считает Гривач, по политическим причинам европейцы будут холодно относиться к этому проекту.
 
«Европейцам очень не нравится турецкая идея стать транзитером российского газа в Европу, поскольку у Брюсселя и так сейчас очень плохие отношения с Анкарой», - заключает Гривач.
 
Другое дело, что нам на руку играет турецкая идея стать хабом для поставок газа в Европу, причем речь здесь в первую очередь идет даже не о российском газе, а об экспорте энергоресурсов из таких стран, как близлежащий к Турции Иран.
 
«Впрочем, турецкий транзит – это определенная альтернатива поставкам газа из России для нужд восточной Европы, поэтому здесь существует определенное противоречие проектов. Тем более, именно сейчас реализуется проект по поставкам газа из «Азербайджана» в Европу, который стартует уже в 2020 году», - констатирует Гривач.
 
По словам Гривача, нельзя забывать и про то обстоятельство, что Европе очень не нравится, что Турция в ближайшие годы может стать еще и транзитером российского газа в Евросоюз.
 
«Это стало понятно еще в 2014 году, когда «Южный поток» стал жертвой невыдачи разрешения болгарским правительством и и был переориентирован в полном объеме в сторону Турции, а также стал причиной начала активной фазы переговоров по «Северному потоку-2», и это говорит нам о том, что Брюссель готов принять новый вариант поставок российского газа через Германию, но не через Турцию», - заключает Гривач.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 05.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики