Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Привыкайте к яхтам и самолетам

Привыкайте к яхтам и самолетам

Чиновники перестали прятать собственность и доходы

Случай с Андреем Бельяниновым интересен многим, но в том числе и тем, что найденные наличные деньги в коробках были легко объяснены: это примерный годовой доход семьи бывшего главного таможенника размером в 60 млн руб. Задекларированный. А что такого? Не доверяет человек банкам, хранит дома в коробках из-под обуви. А валюту можно покупать в определенных лимитах вообще без паспорта.

Ситуация с декларациями давно уже поменялась – если раньше чиновники нарочито показывали свою бедность, то в последние годы собственность и доходы особо не прячут. Наоборот, высокие стандарты жизни становятся нормой. И если и вызывают скандалы, то скорее это можно считать эффектом привыкания.

Вот и ситуация с самолетом вице-премьера Игоря Шувалова оказалась не столь однозначной – даже часть либеральной общественности выступила на его стороне по принципу «закон не нарушал»: про саму покупку самолета писали СМИ уже давно, потом самолет вроде как был передан в собственность компании уже совершеннолетнего сына. А факт пользования самолетом особо и не скрывается. Это видно, скажем, по размещенному в интернете разговору с женой Шувалова. Она, правда, утверждала, что самолет задекларирован, но формально поданную декларацию она могла и не видеть, в тонкости владения самолетом не вдаваться. А вот то, что личным самолетом пользуется, – это нескрываемая норма.

Декларации стали выполнять функцию приучения общества к тому, что чиновник вполне может быть богатым. Кого-то еще раздражают личные самолеты и скупаемые этажи в элитных домах – но на этом фоне на другие декларации никто особого внимания уже не обращает. Скажем, доходы семьи Бельянинова никого особо не смутили после публикации самой декларации.

Помнится, Игорю Сечину приписывали фразу о том, что он вкалывает на госслужбе за копейки. В отличие от управляющих госкомпаниями и работающих с государством бизнесменов. Но вот сейчас времена изменились. Правда, Сечин не дождался и сам стал главой госкомпании. И вот пресса вроде как нашла у него дорогую яхту. Ну так и тут все же может оказаться законно. Не исключено, кстати, что Игори Ивановичи обменялись компроматом – яхта за самолет (перед приватизацией «Башнефти» чего только в стране не происходит). Только вот думали, что это компромат, а сегодня уже выходит, что и нет.

Правда, Сечин свою декларацию пока не опубликовал – в его компании раскрыли только общие правила начисления зарплат топ-менеджерам. Ну и зря. Глядишь, и по яхте вопросов бы не было. Вот Якунин тоже не хотел – кипятился, даже грозил подать в отставку. В итоге все равно в отставку ушел. А новый глава РЖД Белозеров – человек современный, сразу свою декларацию опубликовал. Годовой доход семьи за прошлый год – более 100 млн руб., и никакого скандала.

Кстати, передача самолета сыну тоже в тренде. Формируются новые аристократические династии. В этом плане меня из всех расследований про Шувалова больше всего заинтересовал герб на особняке. Очень современно. Интересно, у Сечина уже герб есть?

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 08.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики