Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Привыкайте к яхтам и самолетам

Привыкайте к яхтам и самолетам

Чиновники перестали прятать собственность и доходы

Случай с Андреем Бельяниновым интересен многим, но в том числе и тем, что найденные наличные деньги в коробках были легко объяснены: это примерный годовой доход семьи бывшего главного таможенника размером в 60 млн руб. Задекларированный. А что такого? Не доверяет человек банкам, хранит дома в коробках из-под обуви. А валюту можно покупать в определенных лимитах вообще без паспорта.

Ситуация с декларациями давно уже поменялась – если раньше чиновники нарочито показывали свою бедность, то в последние годы собственность и доходы особо не прячут. Наоборот, высокие стандарты жизни становятся нормой. И если и вызывают скандалы, то скорее это можно считать эффектом привыкания.

Вот и ситуация с самолетом вице-премьера Игоря Шувалова оказалась не столь однозначной – даже часть либеральной общественности выступила на его стороне по принципу «закон не нарушал»: про саму покупку самолета писали СМИ уже давно, потом самолет вроде как был передан в собственность компании уже совершеннолетнего сына. А факт пользования самолетом особо и не скрывается. Это видно, скажем, по размещенному в интернете разговору с женой Шувалова. Она, правда, утверждала, что самолет задекларирован, но формально поданную декларацию она могла и не видеть, в тонкости владения самолетом не вдаваться. А вот то, что личным самолетом пользуется, – это нескрываемая норма.

Декларации стали выполнять функцию приучения общества к тому, что чиновник вполне может быть богатым. Кого-то еще раздражают личные самолеты и скупаемые этажи в элитных домах – но на этом фоне на другие декларации никто особого внимания уже не обращает. Скажем, доходы семьи Бельянинова никого особо не смутили после публикации самой декларации.

Помнится, Игорю Сечину приписывали фразу о том, что он вкалывает на госслужбе за копейки. В отличие от управляющих госкомпаниями и работающих с государством бизнесменов. Но вот сейчас времена изменились. Правда, Сечин не дождался и сам стал главой госкомпании. И вот пресса вроде как нашла у него дорогую яхту. Ну так и тут все же может оказаться законно. Не исключено, кстати, что Игори Ивановичи обменялись компроматом – яхта за самолет (перед приватизацией «Башнефти» чего только в стране не происходит). Только вот думали, что это компромат, а сегодня уже выходит, что и нет.

Правда, Сечин свою декларацию пока не опубликовал – в его компании раскрыли только общие правила начисления зарплат топ-менеджерам. Ну и зря. Глядишь, и по яхте вопросов бы не было. Вот Якунин тоже не хотел – кипятился, даже грозил подать в отставку. В итоге все равно в отставку ушел. А новый глава РЖД Белозеров – человек современный, сразу свою декларацию опубликовал. Годовой доход семьи за прошлый год – более 100 млн руб., и никакого скандала.

Кстати, передача самолета сыну тоже в тренде. Формируются новые аристократические династии. В этом плане меня из всех расследований про Шувалова больше всего заинтересовал герб на особняке. Очень современно. Интересно, у Сечина уже герб есть?

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 08.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики