Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Турция: бизнес-дипломатия эпохи Ренессанса

Россия и Турция: бизнес-дипломатия эпохи Ренессанса

На встрече в Стрельне президент Реджеп Эрдоган четырежды назвал своего российского коллегу Владимира Путина «дорогим другом», а потом лидеры РФ и Турции пообедали из тарелок со своими фотографиями. Если отбросить моменты дипломатические и остановиться на экономике, стороны договорились о реализации как минимум одной нитки «Турецкого потока», строительстве атомной станции и восстановлении бизнес-связей. Насколько «пышным» будет продолжение банкета — в материале Лайфа.

В отношениях некогда враждовавших России и Турции, похоже, наступает ренессанс. Торговые и туристические отношения будут возрождены, а вместе с ними из закромов достанут и главные энергетические проекты — «Турецкий поток» и атомную станцию «Аккую». Хотя встреча в Стрельне до сих пор продолжается, президенты предварительно рассказали, о чём уже смогли договориться тет-а-тет.

"Аккую" и «Турецкий поток»

В первую очередь многих журналистов на пресс-конференции интересовало, что станет с центральным энергопроектом, обсуждаемым уже полтора года. Сомнений в том, что «Поток» будет реализован хотя бы для поставок газа в Турцию, нет, рассказал на пресс-конференции президент РФ Владимир Путин.

— Одна часть «Турецкого потока» предусматривалась исключительно для внутренних потребителей Турции в связи с растущим потреблением и ростом экономики. Мы сегодня так об этом и говорили, что эта часть вообще не подлежит никакому сомнению. Реализация может начаться в самое ближайшее время, — заверил Путин. — Вторая часть, связанная с маршрутированием наших энергоносителей в Европу, зависит, конечно, и от третьей стороны — мы должны прорабатывать эти вопросы с европейскими странами, в том числе с Еврокомиссией. Мы с нашими турецкими партнёрами готовы к такой работе. Но об этом нужно договориться со всеми участниками. Основные решения по проекту уже оформлены Анкарой.

Турция предпримет необходимые действия для того, чтобы обеспечить поставки российского газа в Европу по этому газопроводу, отметил Эрдоган. То же коснётся и другого энергопроекта — атомной электростанции «Аккую». Для неё Турция предоставит статус «стратегической инвестиции», рассказал президент страны.

Анкара заинтересована в получении газа из России напрямую, минуя Украину, говорил намедни глава Минэнерго РФ Александр Новак. Минимальная мощность нитки, по словам министра, должна составить 15,7 млрд куб. м, две нитки увеличат прокачку до 31,5 млрд куб. м. Сейчас в Турцию из России поставляется 28 млрд куб. м газа, это около половины потребностей страны, сообщил Эрдоган.

Как ожидается, стороны приступят к реализации проекта после подписания межправительственного соглашения, которое планируют оформить на днях. Фактически российская сторона впервые признала, что проект может быть реализован всего в одну трубу, хотя изначально речь шла о четырёх нитках. Тянуть всего одну трубу в Турцию невыгодно. Проект будет рентабельным минимум при двух нитках, писали СМИ со ссылкой на свои источники в «Газпроме».

Но даже если построят только одну трубу, она будет рентабельна при определённых условиях, не согласен заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Для одной нитки у нас многое готово — закуплены трубы, расширена пропускная способность российской части наземных труб, есть договор с трубоукладчиком. Если "Газпром" будет ориентироваться на срок жизни проекта в 25—30 лет и подпишет под него хорошие долгосрочные контракты с достаточными объёмами отбора газа и приемлемой ценой, проект будет окупаем даже при таких параметрах, — считает эксперт.

Первая нитка "Турецкого потока" может быть построена до 2019 года, сообщил после пресс-конференции глава Минэнерго Александр Новак. По второй трубе власти пока не планируют жёстких дедлайнов. Более того, её маршрут тоже пока не утверждён, напоминает Гривач.

К примеру, рассуждает эксперт, нитка может быть проложена и в обход Турции — получить российский газ очень хочет Болгария. Как вариант, страны могут поконкурировать между собой за право стать транзитёром и сделать проект ещё более выгодным, считает Гривач.

"Турецкий поток" — международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в Турцию. В отличие от "Южного потока", он требует меньше инвестиций и может быть реализован без согласований с Еврокомиссией. Мощность газопровода должна была составить до 32 млрд куб. м в год. Он позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу и снизить зависимость поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности, от Украины.

Напомним, что Межправсоглашение РФ и Турции по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в районе города Мерсин на юге Турции было подписано в 2010 году. Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре реактора. Мощность каждого энергоблока АЭС составит 1200 мегаватт. Стоимость проекта составляет примерно $20 млрд. Строительством станции будут заниматься предприятия "Росатома«.

Турецким продавцам, турбизнесу, строителям — зелёный свет

Владимир Путин также сказал, что Россия заинтересована в восстановлении двусторонних отношений с Турцией в полном объёме и подчеркнул, что в ближайшее время будет принята программа по сотрудничеству с Турцией на 2016–2019 годы.

По словам российского лидера, возобновление чартерного авиасообщения с Турцией — вопрос ближайшего времени. Президент также рассказал, что стороны работают над «отменой ограничений на привлечение турецких строительных компаний в реализации проектов».

— Необходимо открыть дорогу к деятельности турецких строительных подрядных организаций, — согласился с ним Эрдоган.

Эксперты полагают, что восстановление торгово-экономических отношений займёт не менее двух лет. Восстановить объём товарооборота РФ и Турция смогут за год-два, заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

— А по стоимостному (показателю. — Прим. ред.), думаю, побольше, — добавил он.

— Все более-менее серьёзные подвижки в торгово-экономических отношениях России и Турции произойдут не раньше 2017 года. Условно говоря, туристический сезон в Турции уже скоро будет близок к завершению. Там обстановка остаётся сложной, совсем недавно была попытка переворота. Периодически происходят теракты. Что касается сотрудничества с турецкими строителями, это будет предметом торга. Потому что, вероятно, наша страна будет пытаться выторговать не совсем равноценный режим по визам. Россияне едут в Турцию и везут деньги, и в этой связи режим для нас должен быть безвизовым, а для турецких строителей будет всё-таки довольно жёсткий контроль, потому что это опасный регион. Исламисты там сильны, и риски того, что в Россию приедет человек с не совсем добрыми намерениями, довольно велики. Наносить удар по тем отечественным компаниям, которые перехватили заказы у турецких строителей, наши тоже не захотят. Выпускать сейчас турецкую сельхозпродукцию на наш рынок и обваливать цены довольно рискованно, можно своё сельское хозяйство подорвать. Может, к зиме туркам что-то откроют в этой области, — прокомментировал Лайфу представитель компании ФИНАМ Владислав Исаев.

C января по май этого года внешнеторговый российско-турецкий оборот упал на 43% и составил $6,1 млрд. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба.

Как стало известно Лайфу, после сегодняшней встречи двух президентов правительства двух стран должны одобрить проект "Среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции на 2016–2019 годы".

В сентябре 2015 года на встрече Путина и Эрдогана была задана высокая планка ― увеличить товарооборот к 2023 году до $100 млрд. Москва и Анкара начали переговоры по программе сотрудничества ещё в 2014 году, но в ноябре 2015-го, после того как турецкий F-16 cбил российский бомбардировщик Су-24 в небе над границей с Сирией, проект был заморожен. 

Автор: Арсений Погосн

Источник: Life.Ru, 09.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики