Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польские угрозы: Варшава сможет заменить российский газ более дорогим российским газом

Польские угрозы: Варшава сможет заменить российский газ более дорогим российским газом

Польша продолжает пугать Россию, что откажется от ее газа по истечении в 2022 году долгосрочных контрактов с «Газпромом» и даже раньше. На этот раз с грозным заявлением выступил глава госкомпании PGNiG Богуслав Мажец. «В будущем — через года четыре — у нас будут три возможных источника поставок: с востока, газ из и с запада, то есть из Норвегии. Мы пытаемся действовать так, чтобы транспортные мощности с двух направлений могли обеспечить весь спрос на газ. Поэтому может так случиться, что „Газпром“ будет совсем непривлекательным для нас как партнер, если рыночные условия будут такие, что поставки из Норвегии и с терминалов будут достаточными для удовлетворения нашей потребности», — сказал руководитель главной нефтегазовой компании Польши.

Пока же все происходит наоборот. По итогам первого полугодия, как сообщает сама PGNiG, доля российского газа в закупках компании выросла с 40% до 49,8% и «Газпром» продолжает оставаться крупнейшим поставщиком «голубого топлива» в Польшу. Эксперты объясняют ситуацию тем, что цены на газ по долгосрочным контрактам из России привязаны к «нефтяной корзине» и сегодня они самые низкие в Европе. Эксперты также замечают, что заменить российское «голубое топливо» Варшава сможет. Но тем же российским газом только от других поставщиков.

«Заявления польской стороны противоречат экономической целесообразности и здравому смыслу и имеют под собой только политическую подоплеку, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Как показывает практика СПГ-терминала, катарский газ в два раза дороже российского, а перспективы строительства газопровода из Норвегии туманны. Поляки хотели построить этот газопровод еще лет 15 назад и по их требованию даже уменьшили на треть объемы закупок газа из России по долгосрочным контрактам. Газопровод, однако, не построили и сейчас его целесообразность находится под большим вопросом хотя бы потому, что у Норвегии нет свободного газа — страна не справляется со своими уже действующими обязательствами по поставкам газа в Европу и открытия новых крупных месторождений газа не ожидается».

Эксперт при этом не исключает того, что Варшава может прекратить закупки российского газа по истечении долгосрочных контрактов.

«Возможно, это принесет Польше некие политические дивиденды. Но, скорее всего, страна будет получать тот же российский газ только уже не напрямую от „Газпрома“, а от посредников и по другой, более высокой цене. Получится повторение украинского сценария. Ведь почти весь „новый“ газ в Европе, как показывает практика, имеет российское происхождение», — отметил Алексей Гривач.

Напомним, что, как писало EADaily, ранее о перспективе отказа от российского газа заявил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский. Он сообщил, что в Польше уже действует терминал СПГ мощностью 5 млрд. кубометров год. А к 2022 году Варшава планирует построить газопровод из Норвегии мощностью 10 млрд. кубометров. Всего Польша потребляет сейчас около 15 млрд. кубометров газа. Тогда заявление Варшавы вызвало искреннее удивление в Москве.

 — Каждый волен выбирать, как закупать газ и обеспечивать конкурентоспособность своей экономики. Хочу напомнить, что совсем недавно объемы поставок в Польшу были по просьбе польской стороны увеличены (на 42% в первом квартале — прим. ред.). Мы никаких действий предпринимать не будем, у нас действующий контракт, по нему идут поставки", — заявил зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.

Источник: EADaily, 15.08.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики