Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Анкара просит больше газа из Ирана, но он пока дорогой, а увеличение поставок ограничено

Анкара просит больше газа из Ирана, но он пока дорогой, а увеличение поставок ограничено

Несмотря на строительство «Южного газового коридора» и возрождение проекта «Турецкий поток», Анкара намерена увеличивать закупки иранского газа, а сам Иран — наращивать поставки, в том числе для подачи «голубого топлива» в страны ЕС.

«Мы обсудили вопросы закупок газа. Хотим импортировать больше газа из Ирана и обсудили в связи с этим ценовые вопросы», — заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу после встречи со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом.

Сегодня импорт газа из Ирана составляет до 10 млрд. кубометров в год и удовлетворяет 18% спроса Турции. При этом цены на него высокие. Тегеран и Анкара их не раскрывают, однако аналитики говорят о $ 480 за тысячу кубометров.

Иранская сторона до последнего времени не шла на уступки в отличие, например, от «Газпрома». Поэтому министр иностранных дел Турции на переговорах с главой МИДа Ирана призвал иранскую сторону решать спорные проблемы в расчетах за газ без привлечения международного арбитража. Мевлют Чавушоглу заявил это после того, как Турция выиграла иск в Международном арбитражном суде на получение скидки на иранский газ, закупленный с 2011 года. Анкара требовала компенсацию в 35,5% от действующей цены и получит ее в деньгах или в дополнительных поставках газа.

Глава МИД Ирана Джавад Зариф, впрочем, заявил на переговорах, что Тегеран готов обсуждать цену на газ и дальше продолжать сотрудничество с Анкарой. Более того, Иран интересует соединение газотранспортных путей в Европу. Очевидно, высокопоставленный чиновник имел в виду экспорт иранского газа в ЕС. Ранее Тегеран заявлял, что к 2021 году сможет поставлять на экспорт 80 млрд. кубометров газа. 50 млрд. из них — в соседние страны и азиатский регион. 30 млрд. Тегеран хотел бы подавать в Европу. Стоит отдать должное, что Иран наращивает добычу. Так, гигантское газовое месторождение Южный Парс с запасами 40 трлн. кубометров на шельфе Персидского залива страна делит с Катаром и в этом году, как заявил глава South Pars Oil и Gas Company (POGC) Мехди Юсефи, планирует обойти соседнюю страну по объемам добычи на месторождении. В целом, как заявил заместитель министра нефти Ирана по международным и коммерческим вопросам Амир Хоссейн Заманиниа, в ближайшие полтора года страна нарастит добычу газа до 1 млрд. кубометров в сутки, и у Ирана появится возможность экспортировать ежесуточно 200 млн. кубометров.

Впрочем, эксперты сомневаются в том, что Иран в ближайшие годы сможет предложить Турции серьезное увеличение поставок газа, не говоря уже об экспорте в ЕС. Например, большинство месторождений газа в Иране находится на юге и необходимо строительство дополнительной инфраструктуры. При этом существующая система газопроводов не всегда может обеспечить поставки даже контрактных объемов, что уже не раз случалось, когда в самом Иране росло потребление. Но и это еще не все, что мешает нарастить подачу газа в Турцию, считают аналитики.

«Сегодня цены на российский и иранский газ для Турции отличаются друг от друга не на какие-нибудь 5%, а в полтора раза, — замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Кроме того, действующая инфраструктура позволяет поставлять в Турцию ограниченные объемы (пропускная способность газопровода Тебриз-Анкара составляет 14 млрд. кубометров в год — прим. ред.), а безопасность магистрали, которая проходит по курдским регионам страны, вызывает много вопросов. Поэтому говорить о неких конкретных договоренностях и контрактах между Ираном и Турцией рано. Что мы и видим — контакты идут на уровне министерств иностранных дел двух стран, а не компаний».

На будущее эксперт видит опасность для России в том, что Турция может законтрактовать в различных странах больший объем газа, чем ей необходим даже с учетом роста спроса.

«Поэтому России необходимо сегодня четко прописывать обязательства и объемы поставок с Анкарой, чтобы не стать при изменении политической ситуации и развитии газотранспортной инфраструктуры в регионе жертвами турецкой диверсификации», — отмечает Алексей Гривач.

Напомним, что сегодня Турция получает газ из России, Ирана, Азербайджана и Алжира. На долю российского газа приходится почти 60% потребления в стране или 27 млрд. кубометров. Часть российского газа поставляется в Турцию по газопроводу «Голубой поток», который проходит по дну Черного моря, а другая — транзитом через Украину, Румынию и Болгарию. После многочисленных российско-украинских газовых конфликтов «Газпром» принял решение снизить до минимума зависимость от транзита газа через Украину. После этого в 2011 году был построен газопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря и началось осуществление проекта «Южный поток» — маршрута по дну Черного моря, по которому «Газпром» мог бы поставлять газ потребителям Южной Европы и Турции. В ЕС, однако, проект не одобрили и в конце 2014 года было объявлено о проекте «Турецкий поток», который должен был пройти уже не по территории Болгарии, а Турции. Планировалось, что мощность четырех ниток газопровода составит 63 млрд. кубометров. По одной — газ будет поставляться для Турции, по другим — в Европу. В конце прошлого года переговоры о «Турецком потоке» заморозились из-за сбитого в Сирии российского самолета. Сейчас, когда российско-турецкие отношения начали налаживаться, обе стороны заговорили о возобновлении проекта, а во вторник в Санкт-Петербурге президенты России и Турции утвердили решение о «Турецком потоке

По словам главы Минэнерго России Александра Новака, речь идет о строительстве одной ветки мощностью около 16 млрд. кубометров для поставок газа для Турции в обход Украины. Окончание ее строительства запланировано на вторую половину 2019 года. Вторая же нитка «Турецкого потока» для поставок газа в Европу планируется при условии европейских гарантий, как ранее заявлял Владимир Путин.

Источник: EADaily, 15.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики