Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Министерство природных ресурсов и экологии предлагает приостановить выдачу лицензий на работу на шельфе до согласования законопроекта о введении процедуры аукционов. Сейчас право на освоение морских участков России имеют только компании, подконтрольные государству. Их две — «Роснефть» и «Газпром». Законопроект же в случае принятия может дать возможность допуска на шельф и частных компаний.

Как сообщил «Интерфаксу» представитель министерства природных ресурсов и экологии, глава Минприроды Сергей Донской направил свое предложение в правительство еще в июне и в нем написано, что мораторий не коснется участков, на которые «Роснефть» и «Газпром» уже подали заявки.

Стоит отметить, что идея допустить частные компании к шельфу прозвучала еще весной прошлого года и вызвала резкую реакцию компаний, подконтрольных государству. «Роснефть» вообще назвала предложение лоббированием интересов «Лукойла», в котором недолгое время работал министр Сергей Донской. Хотя нынешняя ситуация с шельфом не нравится не только главе Минприроды. Так, вице-премьер Александр Хлопонин еще в марте предположил, что власти могут взять паузу в выдаче новых лицензий «Роснефти». Он сказал: ««Скажем: ребята, вот вы взяли, сколько у вас есть, давайте занимайтесь этим, и то, что вы взяли изначально, доведите до ума, вы и так уже попросили пролонгации лицензий».

Столь пристальный интерес правительства к морской добыче не случаен.

«Все признают, что время Западно-Сибирских месторождений проходит. Добыча падает даже на Ванкорском и прирост дают небольшие промыслы. Таким образом, отрасль оказалась перед выбором трех путей, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Один из них — идти в Восточную Сибирь, изученность которой составляет всего 10%. Другой — Баженовская свита, сланцевые запасы которой оценивают не меньше, если не больше, чем в Западной Сибири. И третий путь — шельф».

В проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года говорится, что без освоения морских месторождений невозможно сохранить текущие объемы добычи. И морская к 2035 году должна увеличиться почти в четыре раза — до 54 млн. тонн нефти.

При нынешнем законодательстве бремя работ на шельфе должно лечь на «Роснефть» и «Лукойл» и компании до последнего времени активно получали лицензии. Одна только «Роснефть» владеет сегодня более чем 50 лицензиями на работы: от участков на шельфе Черного моря до Арктики.

«А что мы имеем сегодня из практических результатов? „Газпром“ разрабатывает Приразломное месторождение и идет проект „Сахалин-2“, у „Роснефти“ — „Сахалин-1“. Все! — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). — А то, что еще делает „Роснефть“ на шельфе, — это в основном геологоразведочные работы, а не высокозатратное бурение».

Инвестиции в геологоразведку, по данным Минприроды, также уменьшаются. Как докладывал Сергей Донской Владимиру Путину, в прошлом году снижение составило 50%. С одной стороны, санкции заморозили или притормозили новые совместные проекты «Роснефти» с американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni. Кроме того, закрыли доступ российским компаниям к технологиям морской добычи. С другой, низкие цены на нефть сделали шельфовые проекты нерентабельными.

«По арктическому месторождению Победа, открытому „Роснефтью“ и ExxonMobil, себестоимость добычи оценивали в $ 120−130 за баррель. Для шельфов других морей затраты на добычу составляют от $ 60», — говорит Игорь Юшков.

Ситуация уже привела к тому, что, например, «Газпром» попросил в июне Минприроды отложить геологоразведку в Баренцевом море до 2025 года, что может привести к срыву добычи 10% газа в стране по проекту Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года.

Тогда в чем кроется желание, например, «Роснефти» получать новые лицензии и по-прежнему не пускать на шельф частные компании?

«Я думаю, что дискуссия обострилась, так как „Роснефть“ находится на пороге приватизации (правительство продаст 19,5% акций компании и доля государства снизится до 50% - прим. ред.), — считает ведущий аналитик ФНЭБ. — Вот увидите, когда она произойдет, руководство „Роснефти“ первым заявит о том, что необходимы аукционы и либерализация. Потому что уже не сможет бесплатно и почти без конкурса получать лицензии. Поэтому пока „Роснефть“ является, по сути, госкомпанией, она пытается набрать как можно больше участков. Это сразу повышает капитализацию и привлекательность компании».

Эксперт поддерживает стремление правительства ввести аукционы на шельфовые участки.

«Особой разницы между госкомпаниями и частными инвесторами я не вижу, — говорит Игорь Юшков. —  И те и другие должны платить налоги и, если мы говорим об арктическом шельфе, разработать безопасную технологию круглогодичной добычи. Сейчас ее нет. В остальном компетенции компаний ничем не отличаются друг от друга. А в случае с „Лукойлом“ в условиях санкций она может быть даже выше, так как у компании много действующих морских проектов».

Источник: EADaily, 17.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики