Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Министерство природных ресурсов и экологии предлагает приостановить выдачу лицензий на работу на шельфе до согласования законопроекта о введении процедуры аукционов. Сейчас право на освоение морских участков России имеют только компании, подконтрольные государству. Их две — «Роснефть» и «Газпром». Законопроект же в случае принятия может дать возможность допуска на шельф и частных компаний.

Как сообщил «Интерфаксу» представитель министерства природных ресурсов и экологии, глава Минприроды Сергей Донской направил свое предложение в правительство еще в июне и в нем написано, что мораторий не коснется участков, на которые «Роснефть» и «Газпром» уже подали заявки.

Стоит отметить, что идея допустить частные компании к шельфу прозвучала еще весной прошлого года и вызвала резкую реакцию компаний, подконтрольных государству. «Роснефть» вообще назвала предложение лоббированием интересов «Лукойла», в котором недолгое время работал министр Сергей Донской. Хотя нынешняя ситуация с шельфом не нравится не только главе Минприроды. Так, вице-премьер Александр Хлопонин еще в марте предположил, что власти могут взять паузу в выдаче новых лицензий «Роснефти». Он сказал: ««Скажем: ребята, вот вы взяли, сколько у вас есть, давайте занимайтесь этим, и то, что вы взяли изначально, доведите до ума, вы и так уже попросили пролонгации лицензий».

Столь пристальный интерес правительства к морской добыче не случаен.

«Все признают, что время Западно-Сибирских месторождений проходит. Добыча падает даже на Ванкорском и прирост дают небольшие промыслы. Таким образом, отрасль оказалась перед выбором трех путей, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Один из них — идти в Восточную Сибирь, изученность которой составляет всего 10%. Другой — Баженовская свита, сланцевые запасы которой оценивают не меньше, если не больше, чем в Западной Сибири. И третий путь — шельф».

В проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года говорится, что без освоения морских месторождений невозможно сохранить текущие объемы добычи. И морская к 2035 году должна увеличиться почти в четыре раза — до 54 млн. тонн нефти.

При нынешнем законодательстве бремя работ на шельфе должно лечь на «Роснефть» и «Лукойл» и компании до последнего времени активно получали лицензии. Одна только «Роснефть» владеет сегодня более чем 50 лицензиями на работы: от участков на шельфе Черного моря до Арктики.

«А что мы имеем сегодня из практических результатов? „Газпром“ разрабатывает Приразломное месторождение и идет проект „Сахалин-2“, у „Роснефти“ — „Сахалин-1“. Все! — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). — А то, что еще делает „Роснефть“ на шельфе, — это в основном геологоразведочные работы, а не высокозатратное бурение».

Инвестиции в геологоразведку, по данным Минприроды, также уменьшаются. Как докладывал Сергей Донской Владимиру Путину, в прошлом году снижение составило 50%. С одной стороны, санкции заморозили или притормозили новые совместные проекты «Роснефти» с американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni. Кроме того, закрыли доступ российским компаниям к технологиям морской добычи. С другой, низкие цены на нефть сделали шельфовые проекты нерентабельными.

«По арктическому месторождению Победа, открытому „Роснефтью“ и ExxonMobil, себестоимость добычи оценивали в $ 120−130 за баррель. Для шельфов других морей затраты на добычу составляют от $ 60», — говорит Игорь Юшков.

Ситуация уже привела к тому, что, например, «Газпром» попросил в июне Минприроды отложить геологоразведку в Баренцевом море до 2025 года, что может привести к срыву добычи 10% газа в стране по проекту Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года.

Тогда в чем кроется желание, например, «Роснефти» получать новые лицензии и по-прежнему не пускать на шельф частные компании?

«Я думаю, что дискуссия обострилась, так как „Роснефть“ находится на пороге приватизации (правительство продаст 19,5% акций компании и доля государства снизится до 50% - прим. ред.), — считает ведущий аналитик ФНЭБ. — Вот увидите, когда она произойдет, руководство „Роснефти“ первым заявит о том, что необходимы аукционы и либерализация. Потому что уже не сможет бесплатно и почти без конкурса получать лицензии. Поэтому пока „Роснефть“ является, по сути, госкомпанией, она пытается набрать как можно больше участков. Это сразу повышает капитализацию и привлекательность компании».

Эксперт поддерживает стремление правительства ввести аукционы на шельфовые участки.

«Особой разницы между госкомпаниями и частными инвесторами я не вижу, — говорит Игорь Юшков. —  И те и другие должны платить налоги и, если мы говорим об арктическом шельфе, разработать безопасную технологию круглогодичной добычи. Сейчас ее нет. В остальном компетенции компаний ничем не отличаются друг от друга. А в случае с „Лукойлом“ в условиях санкций она может быть даже выше, так как у компании много действующих морских проектов».

Источник: EADaily, 17.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики