Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Неосваиваемый шельф: почему Минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям

Министерство природных ресурсов и экологии предлагает приостановить выдачу лицензий на работу на шельфе до согласования законопроекта о введении процедуры аукционов. Сейчас право на освоение морских участков России имеют только компании, подконтрольные государству. Их две — «Роснефть» и «Газпром». Законопроект же в случае принятия может дать возможность допуска на шельф и частных компаний.

Как сообщил «Интерфаксу» представитель министерства природных ресурсов и экологии, глава Минприроды Сергей Донской направил свое предложение в правительство еще в июне и в нем написано, что мораторий не коснется участков, на которые «Роснефть» и «Газпром» уже подали заявки.

Стоит отметить, что идея допустить частные компании к шельфу прозвучала еще весной прошлого года и вызвала резкую реакцию компаний, подконтрольных государству. «Роснефть» вообще назвала предложение лоббированием интересов «Лукойла», в котором недолгое время работал министр Сергей Донской. Хотя нынешняя ситуация с шельфом не нравится не только главе Минприроды. Так, вице-премьер Александр Хлопонин еще в марте предположил, что власти могут взять паузу в выдаче новых лицензий «Роснефти». Он сказал: ««Скажем: ребята, вот вы взяли, сколько у вас есть, давайте занимайтесь этим, и то, что вы взяли изначально, доведите до ума, вы и так уже попросили пролонгации лицензий».

Столь пристальный интерес правительства к морской добыче не случаен.

«Все признают, что время Западно-Сибирских месторождений проходит. Добыча падает даже на Ванкорском и прирост дают небольшие промыслы. Таким образом, отрасль оказалась перед выбором трех путей, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Один из них — идти в Восточную Сибирь, изученность которой составляет всего 10%. Другой — Баженовская свита, сланцевые запасы которой оценивают не меньше, если не больше, чем в Западной Сибири. И третий путь — шельф».

В проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года говорится, что без освоения морских месторождений невозможно сохранить текущие объемы добычи. И морская к 2035 году должна увеличиться почти в четыре раза — до 54 млн. тонн нефти.

При нынешнем законодательстве бремя работ на шельфе должно лечь на «Роснефть» и «Лукойл» и компании до последнего времени активно получали лицензии. Одна только «Роснефть» владеет сегодня более чем 50 лицензиями на работы: от участков на шельфе Черного моря до Арктики.

«А что мы имеем сегодня из практических результатов? „Газпром“ разрабатывает Приразломное месторождение и идет проект „Сахалин-2“, у „Роснефти“ — „Сахалин-1“. Все! — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). — А то, что еще делает „Роснефть“ на шельфе, — это в основном геологоразведочные работы, а не высокозатратное бурение».

Инвестиции в геологоразведку, по данным Минприроды, также уменьшаются. Как докладывал Сергей Донской Владимиру Путину, в прошлом году снижение составило 50%. С одной стороны, санкции заморозили или притормозили новые совместные проекты «Роснефти» с американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni. Кроме того, закрыли доступ российским компаниям к технологиям морской добычи. С другой, низкие цены на нефть сделали шельфовые проекты нерентабельными.

«По арктическому месторождению Победа, открытому „Роснефтью“ и ExxonMobil, себестоимость добычи оценивали в $ 120−130 за баррель. Для шельфов других морей затраты на добычу составляют от $ 60», — говорит Игорь Юшков.

Ситуация уже привела к тому, что, например, «Газпром» попросил в июне Минприроды отложить геологоразведку в Баренцевом море до 2025 года, что может привести к срыву добычи 10% газа в стране по проекту Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года.

Тогда в чем кроется желание, например, «Роснефти» получать новые лицензии и по-прежнему не пускать на шельф частные компании?

«Я думаю, что дискуссия обострилась, так как „Роснефть“ находится на пороге приватизации (правительство продаст 19,5% акций компании и доля государства снизится до 50% - прим. ред.), — считает ведущий аналитик ФНЭБ. — Вот увидите, когда она произойдет, руководство „Роснефти“ первым заявит о том, что необходимы аукционы и либерализация. Потому что уже не сможет бесплатно и почти без конкурса получать лицензии. Поэтому пока „Роснефть“ является, по сути, госкомпанией, она пытается набрать как можно больше участков. Это сразу повышает капитализацию и привлекательность компании».

Эксперт поддерживает стремление правительства ввести аукционы на шельфовые участки.

«Особой разницы между госкомпаниями и частными инвесторами я не вижу, — говорит Игорь Юшков. —  И те и другие должны платить налоги и, если мы говорим об арктическом шельфе, разработать безопасную технологию круглогодичной добычи. Сейчас ее нет. В остальном компетенции компаний ничем не отличаются друг от друга. А в случае с „Лукойлом“ в условиях санкций она может быть даже выше, так как у компании много действующих морских проектов».

Источник: EADaily, 17.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики