Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда Мацеревич не видит: поляки нашли выход в российском угле

Когда Мацеревич не видит: поляки нашли выход в российском угле

По сообщениям компании «Литовские железные дороги» из российского Кузбасса в Польшу через территорию Литвы начал экспортироваться каменный уголь, причем речь в данном вопросе идет не о каких-то единичных партиях, а о достаточно крупных объемах.
 
Дело в том, что наряду с железной дорогой для доставки угля в Польшу планируется задействовать и водные пути через Санкт-Петербург.

В Польше существует большой кризис в угледобывающей промышленности

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Роман Волобуев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это неожиданная новость для современных польских реалий.
 
«Впрочем, здесь нужно сказать, что в Польше сейчас очень большой кризис с угледобывающей промышленностью, шахты там закрываются и они не рентабельны», - констатирует Волобуев.
 
Другой вопрос, что все это говорит о том, что ситуация в Польше по вопросу угля на сегодня очень плохая, учитывая тот факт, что поляки здесь решили обратиться к России, с которой, как известно, у Варшавы на сегодня очень плохие политические отношения.
 
«Ведь, в конечном счете, дешевле развивать свои шахты, чем закупать уголь в таком объеме из России», - заключает Волобуев.
 
При этом, необходимо понимать, что сейчас на Польшу, как и на соседнюю Чехию оказывается серьезное давление со стороны Брюсселя, чтобы эти страны отказались от угля в качестве главного энергоресурса, который используется в местной промышленности.
 
Эти усилия также не пропали даром, поэтому не только общий кризис ряда отраслей польской промышленности привел к деградации угледобывающего сектора в этой стране, но и другие объективные моменты.

Локомотивы польской промышленности приказали долго жить

«Здесь также сыграли роль и европейские законы, и высокая стоимость рабочей силы, а также то обстоятельство, что часть польских шахт необходимо закрывать. Дело в том, что в Польше на сегодня серьезный кризис в судостроительной промышленности, ведь верфи в Гданьске и Щецине, которые во времена социализма были локомотивом польской экономики, сейчас фактически остановились и по большому счету влачат жалкое существование», - резюмирует Волобуев.
 
Интересно, что это прямое следствие вхождения Польши в Евросоюз, где польская продукция не нашла себе рынок, а также изменения политического строя в стране, поскольку судостроительная отрасль перестала получать государственные субсидии.
 
Примечательно, что юмор ситуации заключается в том, что именно в Гданьске на местных верфях Лех Валенса основал свое движение «Солидарность», что в итоге и привело к слому социализма в Польше.
 
«Это прямым образом повлияло и на угледобывающий сектор в этой стране, поскольку в прежние времена уголь либо потребляла местная промышленность, либо он экспортировался в Советский Союз. Поэтому после вхождения Польши в Евросоюз и остановки местных производств вместе с разрывом старых экономических связей с Россией, польский уголь оказался никому не нужен, поскольку европейская экономика построена иначе и использует другие источники энергии», - констатирует Волобуев.
 
Волобуев отмечает, что польский уголь нужен был только Польше и СССР, причем точно такая же ситуация с польскими судами и другими стратегическими отраслями промышленности это страны.
 
«Юмор ситуации в том, что из Гданьска, который, как мы сказали выше, является родиной «Солидарности», львиная часть продукции уходила в Советский Союз, поэтому все эти лозунги Валенсы привели только к крушению экономики этого города. Сейчас там еле-еле теплится жизнь и работает только 10 процентов от мощностей этого когда-то центра польской промышленности. Более того, правительство не знает, что со всем этим делать, поскольку там нет других вариантов, кроме как выгнать на улицу десятки тысяч людей», - заключает Волобуев.

Уголь бывает разным

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в свете всех этих проблем польской экономики нет ничего удивительного, что Варшава решила закупать уголь в России.
 
«Дело здесь в том, что уголь, как и нефть, бывает разный, и для определенных задач нужна конкретная марка, причем если брать те же ТЭЦ, то они вообще могут нуждаться для своей работы в разных видах угля. Поэтому в этом случае польскому потребителю, похоже, оказались нужны конкретные марки угля из Кузбасса», - резюмирует Митрахович.
 
Митрахович считает, что это нормальная ситуация, поскольку Россия является крупным производителем угля и серьезным игроком на его мировом рынке.
 
«Здесь можно вспомнить мытарства наших украинских друзей, которые после того, как столкнулись с потерей Донбасса, начали искать себе альтернативу в качестве источника угля. В результате Киев вынужден был приобретать уголь у разных стран – например, из далекой ЮАР, причем здесь очень часто задавался вопрос, а почему этот энергоресурс не закупается из соседней Польши, где существует большая угледобывающая промышленность. Впрочем, быстро выяснилось, что того угля, который нужен для работы украинских станций, Польша продать Украине не может, даже при всем своем желании», - констатирует Митрахович.
 
Все это нам говорит, по словам Митраховича, что в Польше некоторых марок угля просто нет, поэтому не стоит удивляться, что они закупаются поляками в России, и не важно, что на этот счет говорит министр обороны Польши Антоний Мацеревич.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики