Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Крепка ли нефтяная «заплатка» для бюджета?

Крепка ли нефтяная «заплатка» для бюджета?

Российской экономике нечего терять, кроме старых и новых налогов

Министерство финансов РФ подготовило дополнительный пакет налоговых изъятий в будущем году, сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники. Всего предлагается собрать 320 млрд. рублей налогов с нефтегазовой отрасли, из них 170 млрд — с одного «Газпрома».

И хотя повышение налога на добавленную стоимость (НДПИ) в кругах правительства и парламента, профильно связанных с энергетикой, восприняли как почти решенный вопрос, тем не менее, звучат голоса лоббистов интересов нефтяников и газовиков, предостерегающих от необдуманного принятия подобных решений. В начале августа с.г. зам начальника департамента «Газпрома» Надия Зиатдинова напомнила заинтересованным лицам, что повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газа и газового конденсата установлено только на 2016 год. И чтобы увеличить налоговую нагрузку в 2017 году или сохранить ее такой же, как в текущем году, потребуются поправки в законы. А для этого, заявила представитель газового концерна, нужно дождаться, когда будет избрана Госдума VII созыва.

Минфину, тем временем, есть что предъявить «Газпрому»: концерн уплатил в виде дивидендов вовсе не 50% прибыли по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), как требовало соответствующее распоряжение правительства, а… всего лишь 21,8%. Таким образом, бюджет лишился 85 млрд руб.

Нефтяная промышленность также в этом плане оказалась не вполне управляема: собрать запланированные 200 млрд руб. в 2016 г. не получилось, в связи с тем, что повышение нагрузки проводили через заморозку снижения пошлин (НДПИ при этом увеличился). При этом доходы от пошлин снижаются в прямо пропорциональной зависимости от снижения цены на нефть.

В этой ситуации правительство, как прогнозируют эксперты, просто повысит НДПИ, — возможно, как рассказал источник «Ведомостей», всего-то на 1 рубль с барреля, но маневр будет продолжен, и пошлина в итоге снизится до 30%.

Эта новация будет осуществляться как временная мера; но в связи с тем, что в планах Минфина к 2020 году уже стоит цифра в 200 млрд. рублей налоговых сборов с ТЭКа ежегодно, «сказка» рискует стать былью. Причем, надолго.

Зато добытчикам и транспортировщикам «черного золота» сулят взамен налогового ужесточения целых две компенсации. Первая — реформа в виде налога на добавленный доход (НДД) для новых и ряда выработанных месторождений. Старых залежей налог не коснется, для них нововведение окажется фактически льготой, — но для остальной части экономики (как и для той части населения, не вовлеченной в нефтяной бизнес) это отнюдь не гарантирует лишнего достатка: бюджет недополучит порядка 50 млрд руб. Другая компенсация — поддержка нефтепереработки, в том числе отрицательные акцизы на нефть.

Закономерен при таком раскладе вопрос — как представить потенциальным инвесторам привлекательность активов тех же «Башнефти» и «Роснефти»? И даже — не как продать, а как для начала их оценить?

…В предыстории вопроса значится предложение Минфина Министерству энергетики от 7 июля с.г. по реформе налогообложения нефтяной отрасли. В обрисованных финансовым ведомством параметрах налоговой реформы особо подчеркивался переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход (НДД). Суммарная добыча на старых месторождениях не должна, по конструкции Минфина, превышать 10 млн. тонн. Для новых ограничения не вводятся.

Еще раньше, в апреле с.г., замминистра финансов РФ Илья Трунин заявил прессе, что «налоговый маневр» в нефтяной отрасли будет завершен в 2017 году, как и планировалось.

Для справки. Налоговый маневр — это схема, при которой уменьшается экспортная пошлина на сырую нефть при одновременном увеличении НДПИ и акцизов.

— В части нефти надо закончить налоговый маневр, — поставил задачу г-н Трунин. — В соответствии с графиком. Мы его не отложили, мы сохранили повышенную ставку одну (на экспортную пошлину — ред.), оставив все остальные неизменными.

А прошлой осенью премьер Дмитрий Медведев вообще отклонил предложение Минфина повышать налог на добычу полезных ископаемых Как тогда пояснила его пресс-секретарь Наталья Тимакова, «будут рассмотрены другие методы увеличения доходов». Какие именно — толком никто об этом не узнал.

Вот и получается, что глава правительства на своем совещании 28 сентября 2015 года просто отступил перед мощным, консолидированным негативным отзывом на саму идею возрастания налога - со стороны владельцев или топ-менеджеров ключевых российских нефтяных компаний. Теперь, почти год спустя, и мнение «нефтяных королей» для Медведева — не аргумент, когда уже не знаешь, чем и как еще придется затыкать бюджетные бреши. 

— Безусловно, можно понять Минфин, который активно ищет новые источники дохода и, исходя из этого, намеревается нарастить объемы изъятий с нефтегазового сектора в госбюджет, — высказывает мнение профессор финансов Российской экономической школы Алексей Горяев.

— Но важно, что при этом финансовое ведомство декларирует и протекционистские меры в виде отрицательных акцизов, которые призваны хоть как-то облегчить, нейтрализовать эту возрастающую нагрузку. По факту мы пока можем наблюдать, как Минфин, образно говоря, никого не забыл и решил «тех цыплят, что пожирнее», побольше ощипать, а тех, кто тощие, постараться не замучить до смерти. Насколько окажется эффективной выбранная тактика, покажет самое ближайшее будущее.

— Те предложения, о которых мы узнаём от Минфина в плане интенсификации сборов и налогов — это, в общем-то, самый легкий путь, — считает заместитель директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Но легкий он для министерства финансов, а не для отрасли, которую, собственно, и собираются дополнительно обложить налогами, когда, как известно, не первый день и не первый месяц фиксируются невысокие цены на нефть и на другие сырьевые товары, приносящих доход в бюджет.

Надо понимать, что инвестиционные возможности самих нефтегазовых компаний и без того подорваны фактором низких цен, а правительство в этих условиях только и делает, что усиливает для них фискальную нагрузку. А это в конечном счете создает новые проблемы для инвестиционного климата в стране, и в итоге еще больше осложняет ее выход на путь экономического роста. Закупка оборудования, материалов тем же «Газпромом» и нефтяными компаниями, только осложнится. Планируемое изъятие у «Газпрома» 17 млрд. рублей, насколько известно, объявлялось мерой вынужденной, однолетней, которая, как было обещано, не будет продлена. Теперь же мы узнаём, что ей предстоит только наращиваться, и к 2020 году правительство намерено довести показатель налоговых изъятий с ТЭКа до 200 млрд. рублей.

— «СП»: — Какие еще способы поступлений в казну могли бы фигурировать в правительственной программе? И почему, по вашему мнению, кроме как на «нефтянку» и газ в серьезных документах государственного уровня и ставку сделать, в общем-то, не на что?

 — Грамотная и выверенная, с точки зрения защиты интересов государства, приватизация той же «Роснефти» (о чем много было в последнее время разговоров) могла бы послужить солидным подспорьем в получении дополнительных средств в бюджет. Но эта приватизация, как мы знаем из новостей, фактически сорвана. Тем не менее, у государства всё равно остаётся несколько, вполне реализуемых вариантов наполняемости казны. Один из них — наращивать долг. Другой — продавать активы.

В комплексе с приватизацией крупных компаний эти меры могли бы сполна показать свою эффективность. Но сегодня, судя по всему, в качестве основного (если не единственного) инструмента пополнения федерального бюджета выбирается увеличение налоговой нагрузки для ТЭКа. Насколько это правильно, — достаточно будет проследить, как это в первую очередь породит новые проблемы с инвестициями, с которыми у нас и так далеко не благополучно. 

Автор: Алексей Голяков

Источник: Свободная пресса, 26.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики