Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия метит во властительницы энергокольца

Россия метит во властительницы энергокольца

Токио настойчиво предлагает Москве реанимировать проект Азиатского энергетического кольца, подразумевающего объединение в единую энергосистему четырех стран — России, Китая, Южной Кореи и Японии. Уже достигнуты предварительные договоренности, ведутся расчеты.

Проект, который придаст ускорение развитию Дальнего Востока, будет обсуждаться на уровне технико-экономического обоснования на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который пройдет 2-3 сентября во Владивостоке, сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка.

Идея интеграции энергетических систем возникла еще в 1998 году. Тогда проект получил броское название «Азиатское суперкольцо». 

Как рассказал корреспонденту «Утра» гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, подобное объединение энергосистем позволит странам региона обмениваться свободными потоками электроэнергии. Так, в систему могут поставляться излишки с гидроэлектростанций Дальнего Востока и Сибири или с японских АЭС. «Их выгодней пропускать через общее кольцо. А если к системе подключится еще и Китай, это будет совершенно нормальная схема с точки зрения эффективности. В разных режимах, в разных нагрузках, в разных графиках всегда уместно оперировать большими ресурсами. А в объединенной энергосистеме их всегда больше», — пояснил он.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, после аварии на «Фукусиме» Япония испытывает дефицит электроэнергии. И с удовольствием будет покупать ее. Чтобы нарастить мощности на Сахалине, планируется построить сеть теплоэлектростанций (ТЭС), работающих на местных энергоуглях и газе. Это позволит продавать электричество и в Южную Корею. «Создание общего рынка электроэнергии выгодно всем, а Россия может стать на нем ключевым игроком», — подчеркнул Пикин.

Подобное энергокольцо существовало раньше между странами Балтии, Калининградом и Белоруссией. Однако из-за отхода Прибалтийских стран под влияние Евросоюза, где существует собственный замкнутый энергетический контур, оно фактически прекратило работу, напомнил директора Фонда энергетического развития.

Главными плюсами объединения энергосистем эксперты называют их безопасность и эффективность. Правда, просчитать этот «профит» в деньгах проблематично, отметил Бушуев. «Эффект достигается от надежности, но, к сожалению, никто в мире пока не умеет определить его в денежном эквиваленте», — добавил он.

При этом, по словам гендиректора Института энергетической стратегии, создание «суперкольца» требует серьезных инвестиций. Так, прокладка кабеля в Японию через акваторию Японского моря в 2000 г. оценивалась почти в $10 миллиардов. Но сейчас Токио готов взять эти расходы на себя. «Было бы желание и политическая воля — построить такой энергомост, а затем и энергокольцо вполне реально. Тем более, что иметь его важно и с геополитической точки зрения», — уверен Бушуев.

Благодаря этому проекту Россия получит новые рынки сбыта, отметил Пикин. Тем более что, в отличие от Китая, где имеется собственная дешевая генерация, Япония не будет требовать больших скидок при покупке нашей электроэнергии.

С Дальнего Востока уже поставляется электроэнергия в Китай. Но это совсем небольшие приграничные поставки. Дело в том, рассказал начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, что Поднебесная покупает ее по тарифам дешевле внутрироссийских. «Но тут другого варианта попросту нет — либо никуда, либо в Китай», — подчеркнул он.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко скептически оценивает перспективы реализации единого «Азиатского суперкольца», несмотря на все разговоры и позитивные сдвиги в этом вопросе. Он полагает, что проект реализован не будет, поскольку Китай в плане электроэнергетики самодостаточен и ему суперкольцо по большому счету ни к чему. Собственная генерация в Поднебесной стремительно растет, при этом уже существующая инфраструктура, необходимая для импорта электроэнергии, загружена лишь на 30%, а ранее и вовсе почти два года простаивала без дела в отсутствие контрактов.

Однако, на взгляд Яковенко, это не помешает развитию двухсторонних отношений в области энергетики между Россией и Японией.

Автор: Игорь Юрьев

Источник: Ytro.Ru, 31.08.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики