Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия метит во властительницы энергокольца

Россия метит во властительницы энергокольца

Токио настойчиво предлагает Москве реанимировать проект Азиатского энергетического кольца, подразумевающего объединение в единую энергосистему четырех стран — России, Китая, Южной Кореи и Японии. Уже достигнуты предварительные договоренности, ведутся расчеты.

Проект, который придаст ускорение развитию Дальнего Востока, будет обсуждаться на уровне технико-экономического обоснования на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который пройдет 2-3 сентября во Владивостоке, сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка.

Идея интеграции энергетических систем возникла еще в 1998 году. Тогда проект получил броское название «Азиатское суперкольцо». 

Как рассказал корреспонденту «Утра» гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, подобное объединение энергосистем позволит странам региона обмениваться свободными потоками электроэнергии. Так, в систему могут поставляться излишки с гидроэлектростанций Дальнего Востока и Сибири или с японских АЭС. «Их выгодней пропускать через общее кольцо. А если к системе подключится еще и Китай, это будет совершенно нормальная схема с точки зрения эффективности. В разных режимах, в разных нагрузках, в разных графиках всегда уместно оперировать большими ресурсами. А в объединенной энергосистеме их всегда больше», — пояснил он.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, после аварии на «Фукусиме» Япония испытывает дефицит электроэнергии. И с удовольствием будет покупать ее. Чтобы нарастить мощности на Сахалине, планируется построить сеть теплоэлектростанций (ТЭС), работающих на местных энергоуглях и газе. Это позволит продавать электричество и в Южную Корею. «Создание общего рынка электроэнергии выгодно всем, а Россия может стать на нем ключевым игроком», — подчеркнул Пикин.

Подобное энергокольцо существовало раньше между странами Балтии, Калининградом и Белоруссией. Однако из-за отхода Прибалтийских стран под влияние Евросоюза, где существует собственный замкнутый энергетический контур, оно фактически прекратило работу, напомнил директора Фонда энергетического развития.

Главными плюсами объединения энергосистем эксперты называют их безопасность и эффективность. Правда, просчитать этот «профит» в деньгах проблематично, отметил Бушуев. «Эффект достигается от надежности, но, к сожалению, никто в мире пока не умеет определить его в денежном эквиваленте», — добавил он.

При этом, по словам гендиректора Института энергетической стратегии, создание «суперкольца» требует серьезных инвестиций. Так, прокладка кабеля в Японию через акваторию Японского моря в 2000 г. оценивалась почти в $10 миллиардов. Но сейчас Токио готов взять эти расходы на себя. «Было бы желание и политическая воля — построить такой энергомост, а затем и энергокольцо вполне реально. Тем более, что иметь его важно и с геополитической точки зрения», — уверен Бушуев.

Благодаря этому проекту Россия получит новые рынки сбыта, отметил Пикин. Тем более что, в отличие от Китая, где имеется собственная дешевая генерация, Япония не будет требовать больших скидок при покупке нашей электроэнергии.

С Дальнего Востока уже поставляется электроэнергия в Китай. Но это совсем небольшие приграничные поставки. Дело в том, рассказал начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, что Поднебесная покупает ее по тарифам дешевле внутрироссийских. «Но тут другого варианта попросту нет — либо никуда, либо в Китай», — подчеркнул он.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко скептически оценивает перспективы реализации единого «Азиатского суперкольца», несмотря на все разговоры и позитивные сдвиги в этом вопросе. Он полагает, что проект реализован не будет, поскольку Китай в плане электроэнергетики самодостаточен и ему суперкольцо по большому счету ни к чему. Собственная генерация в Поднебесной стремительно растет, при этом уже существующая инфраструктура, необходимая для импорта электроэнергии, загружена лишь на 30%, а ранее и вовсе почти два года простаивала без дела в отсутствие контрактов.

Однако, на взгляд Яковенко, это не помешает развитию двухсторонних отношений в области энергетики между Россией и Японией.

Автор: Игорь Юрьев

Источник: Ytro.Ru, 31.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики