Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» разворачивается на Восток

«Газпром» разворачивается на Восток

«Газпром» начинает переговоры о поставках в Индию

Россия может значительно нарастить поставки газа в Индию, однако возникают сложности с логистикой. Строить газопроводы смысла не имеет, считают эксперты, но бороться за растущий индийский рынок необходимо, особенно учитывая негативное отношение к «Газпрому» в Европе. Таким образом, единственным разумным вариантом остается сжиженный газ.

«Газпром» начинает консультации по поставкам газа в Индию. Об этом в понедельник сообщил замминистра энергетики России Юрий Сентюрин. По его словам, 13 сентября в Нью-Дели должна состояться встреча представителей российской компании (в том числе зампредправления «Газпрома» Виталия Маркелова) с индийскими коллегами и представителями министерства нефти и природного газа Индии.

Ранее Сентюрин говорил, что Индия заинтересована в закупках до 25 млрд кубических метров российского газа в год. Это сравнимо с объемами, поставляемыми «Газпромом» своему второму по объемам клиенту в Европе, Турции.

По данным Союза нефтегазопромышленников России, собственная добыча газа в Индии в прошлом году составляла 35 млрд кубометров при потреблении 55 млрд кубов. Но до соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону Индии в плане газового импорта пока далеко. Так, Южная Корея закупает за рубежом 53–54 млрд кубов, а Япония, не имеющая собственной добычи, — 123 млрд. Для сравнения: общий объем потребления газа в России, чья территория примерно в 45 раз превосходит японскую, составляет около 170 млрд кубометров. 

«Но темпы роста потребления газа в Индии весьма высоки, — отмечает ведущий эксперт СНР Рустам Танкаев. — За восемь лет оно выросло на 65%». Впрочем, по этому показателю Индия лишь на 13-м месте в мире. Быстрее всего потребление газа растет в Казахстане, Азербайджане и ОАЭ.

На данный момент Индия закупает небольшие объемы сжиженного природного газа с завода на Сахалине (проект «Газпрома» «Сахалин-2»). Но индийцы уже давно предлагают построить ответвление от газопровода, по которому российский газ должен поступать в Китай. Речь идет о «Силе Сибири», в последний раз тема поднималась в 2014 году.

Кроме того, еще в 2010 году выдвигалась идея о строительстве Трансафганского газопровода (он же газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, или ТАПИ).

Однако, по словам Юрия Сентюрина, сейчас пока идет лишь «обсчет целесообразности» поставок, так как на данный момент реализовать их сложно. Россия и Индия не имеют общих границ, и там масса транзитных стран, и там вопросы безопасности в Афганистане», — напомнил российский чиновник.

Сентюрин заявил, что исследовательская работа по вопросу индийских поставок сейчас находится на стадии теоретического осмысления и на это может потребоваться еще минимум год.

Рустам Танкаев говорит, что индийский рынок очень перспективный, но единственная на сегодняшний день реальная возможность для поставок в Индию — это вариант Пакистана, где российский «Ростех» собирается строить газопровод мощностью 12,4 млрд кубометров. То есть газ будет доставляться в сжиженном виде газовозами до определенной точки на побережье, где должен быть построен регазификационный терминал. И уже от него газ будет поступать по газопроводу до потребителя.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также полагает, что выбор должен быть сделан в пользу СПГ. По словам эксперта, сложность при строительстве ответвления от китайской трубы в том, что до Индии ее придется прокладывать через горные массивы.

«ТАПИ же проект крайне рискованный, учитывая, что и Туркмения, и Афганистан, и Пакистан даже по отдельности могут в любой момент этот проект похоронить», — указывает глава ФНЭБ.

Впрочем, возможны своповые поставки, то есть по схеме замещения. В этом случае «Газпром» поставляет газ третьему участнику сделки, например Ирану. А иранцы затем уже осуществляют поставку в Индию собственного газа.

Симонов считает, что России нужно бороться за растущий индийский рынок, так как эта ниша может быть занята другими поставщиками.

«Особенно это актуально в свете агрессивных атак на российский газ на рынке Европы», — подчеркивает эксперт.

Европа, в соответствии со своей стратегией энергетической безопасности, старается максимально снизить зависимость от российских газовых поставок. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 12.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики