Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может стать «крайним» в газовых соглашениях Москвы и Минска

«Газпром» может стать «крайним» в газовых соглашениях Москвы и Минска

Россия и Белоруссия не смогли договориться о ценах на газ, несмотря на то, что ранее белорусский президент Александр Лукашенко поручил решить этот вопрос до конца этой недели.

Белоруссия уже несколько лет лоббирует введение расчетов по газу за рубли, а не за валюту и добивается введения равнодоходной цены. Сейчас цена рассчитывается на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом. Минск настаивает на выполнении Россией обязательств соблюдать принцип равной доходности при определении экспортной цены топлива.

Его Минска легко понять: внутрироссийская цена газа на 30% ниже, чем стоимость топлива, поставляемого в Белоруссию. По неофициальным данным, Минск по итогам переговоров рассчитывал снизить стоимость газа до 6 тыс. рублей за тыс. кубов.

«Под равнодоходностью подразумевается продажа Белоруссии российского газа по европейским ценам минус пошлины. С одной стороны, это справедливо, поскольку Белоруссия находится с нами в едином таможенном пространстве. С другой — оставляет простор для дальнейшего пересмотра схемы. Ведь при подорожании нефти вырастет и цена на газ для Европы, тогда Минск снова потребует возврата к прежним условиям», — рассуждает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Больше всех пострадает от введения принципа равнодоходности «Газпром». Его потери от пересмотра формулы ценообразования только в 2017 году могут составить до 500 млн долларов, полагает аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук. «При условии перехода на расчеты в российской валюте все будет зависеть от курса рубля — если он будет укрепляться, то и убыток будет меньше», — добавил он.

Кроме того, стороны обсуждали и урегулирование долга Белоруссии за российский газ, который за первое полугодие составляет более 270 млн долларов. Эта задолженность образовалась из-за того, что с 1 января 2016 года белорусские предприятия в одностороннем порядке снизили тарифы на российские энергоносители. «Газпром» с этим категорически не согласен, Минск же долга не признает и пытается использовать сложившуюся ситуацию как рычаг в переговорах.

Возможно, что Москва пойдет Минску навстречу, но потребует встречных уступок уже в политической плоскости.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 16.09.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики