Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может стать «крайним» в газовых соглашениях Москвы и Минска

«Газпром» может стать «крайним» в газовых соглашениях Москвы и Минска

Россия и Белоруссия не смогли договориться о ценах на газ, несмотря на то, что ранее белорусский президент Александр Лукашенко поручил решить этот вопрос до конца этой недели.

Белоруссия уже несколько лет лоббирует введение расчетов по газу за рубли, а не за валюту и добивается введения равнодоходной цены. Сейчас цена рассчитывается на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом. Минск настаивает на выполнении Россией обязательств соблюдать принцип равной доходности при определении экспортной цены топлива.

Его Минска легко понять: внутрироссийская цена газа на 30% ниже, чем стоимость топлива, поставляемого в Белоруссию. По неофициальным данным, Минск по итогам переговоров рассчитывал снизить стоимость газа до 6 тыс. рублей за тыс. кубов.

«Под равнодоходностью подразумевается продажа Белоруссии российского газа по европейским ценам минус пошлины. С одной стороны, это справедливо, поскольку Белоруссия находится с нами в едином таможенном пространстве. С другой — оставляет простор для дальнейшего пересмотра схемы. Ведь при подорожании нефти вырастет и цена на газ для Европы, тогда Минск снова потребует возврата к прежним условиям», — рассуждает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Больше всех пострадает от введения принципа равнодоходности «Газпром». Его потери от пересмотра формулы ценообразования только в 2017 году могут составить до 500 млн долларов, полагает аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук. «При условии перехода на расчеты в российской валюте все будет зависеть от курса рубля — если он будет укрепляться, то и убыток будет меньше», — добавил он.

Кроме того, стороны обсуждали и урегулирование долга Белоруссии за российский газ, который за первое полугодие составляет более 270 млн долларов. Эта задолженность образовалась из-за того, что с 1 января 2016 года белорусские предприятия в одностороннем порядке снизили тарифы на российские энергоносители. «Газпром» с этим категорически не согласен, Минск же долга не признает и пытается использовать сложившуюся ситуацию как рычаг в переговорах.

Возможно, что Москва пойдет Минску навстречу, но потребует встречных уступок уже в политической плоскости.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 16.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики