Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Москва уступила Минску по газу, но если Лукашенко что-то получает, то ему нужно ещё и ещё»

«Москва уступила Минску по газу, но если Лукашенко что-то получает, то ему нужно ещё и ещё»

Россия и Белоруссия пришли к согласию по поводу новой схемы оплаты российского газа, однако договоренностей о том, как поступить с накопившейся задолженностью Минска перед Москвой, пока что достичь не удалось. Об этом сообщил EADaily гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Насколько мне известно, договоренность о схеме оплаты уже есть. Эта договоренность, на мой взгляд, не вполне устраивает российскую сторону. Но, тем не менее, решение принято. Фактически, речь идет о постепенном переходе Белоруссии на внутрироссийские цены с некоторой премией на ближайший период. Ценообразование для Белоруссии будет применяться на основе средних цен на газ в России с небольшим коэффициентом. Минску это выгодно, несмотря на то, что первоначально цена для Белоруссии будет выше, чем в Смоленске. В реальности постепенно Белоруссия сможет получать газ уже по российским ценам, что ее, конечно же, абсолютно устраивает. Даты, когда перейдут на внутрироссийские цены полностью, пока еще нет. Но направление именно такое. В любом случае эта формула в 2017 году минимум на треть удешевит газ для Белоруссии по сравнению с нынешней контрактной ценой», — сказал Симонов.

Однако, как сообщил эксперт, спорным остается вопрос, что же делать с уже накопившейся белорусской задолженностью за российский газ. По его словам, добившись изменения схемы оплаты, Белоруссия решила не останавливаться на этом и потребовала от РФ согласиться на фактическое списание существующего долга, то есть расчета за уже купленный газ по новой формуле, которая еще не вступила в действие.

«Мы пошли на серьезные уступки. Однако президент Белоруссии такой хитрый дядя — если он получил что-то, ему этого мало, ему нужно еще, еще и еще. Насколько мне известно, главная проблема на данный момент заключается в том, как будет оплачиваться уже существующий долг. Напомню, что началось все после того, как Белоруссия сказала: „Мы придумали, что у нас теперь другая формула, и мы будет платить по ней“. Отсюда возник конфликт. И пока его решали, нашли новую формулу, прошло еще несколько месяцев. Газ они потребляли, а деньги по нашей схеме не платили. И сейчас они говорят: „Хорошо, вы дали нужную нам схему, нужную нам цену, мы очень довольны, но все равно мы старый долг платить не будем“», — отметил Симонов. И в этом вопросе российская сторона, по его словам, проявляет «какую-то минимальную принципиальность», настаивая на выплате долга.

«Хотя я считаю, что мы зря совершенно согласились на эту формулу. Не требует ситуация таких радикальных уступок Белоруссии. Мой прогноз заключается в том, что и эту историю как-то согласуют. Половину они заплатят или еще что-то, но самое принципиальное решение уже в их пользу принято. И я думаю, что это окончательное решение», — подытожил он.

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов отметил, что переговорный процесс затянулся, несмотря на то, что российская сторона хотела бы скорейшего разрешения вопроса, поскольку это она недополучает деньги.

«Белорусы же, наоборот, никуда не спешат, пока к ним не принимаются более строгие меры воздействия. Может быть, надо усилить давление с точки зрения ограничения поставок нефти, и тогда это будет как-то способствовать прогрессу на переговорах. Но российская сторона пока не хочет прибегать к усилению давления и надеется на трезвомыслие белорусской стороны», — отметил он.

Ситуация усугубляется тем, что у «Газпрома», по словам Агибалова, существуют опасения, что в будущем он очень серьезно потеряет в объемах поставок газа в Белоруссию после того, как будет запущена белорусская АЭС. «За этим последует явное сокращение газовой генерации в Белоруссии и, соответственно, снизится потребление газа. В обозримой перспективе рынок так или иначе сильно сожмется», — сказал он.

Как сообщало EADaily, 14 сентября советник-посланник белорусского посольства в России Юрий Ярошевич заявил, что Россия и Белоруссия не смогли достичь соглашения по поводу условий поставок российского газа. При этом несколькими днями ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что Москва и Минск «практически договорились» по поводу цены на газ. «Россияне очень серьезно подвинулись в этом плане и тем самым признали, что белорусы были правы», — заявил он.

Напомним, что белорусская сторона приняла решение оплачивать российский газ не по цене, указанной в действующем контракте, то есть $ 132 за тысячу кубометров, а исходя из собственных соображений, согласно которым с 2016 года цены на российский газ должны стать «равнодоходными». По мнению Минска, справедливой является цена в $ 70−80 за тысячу кубометров. По данным «Газпрома», на нынешний день задолженность белорусской стороны составляет около $ 300 млн. Летом Россия заявила о сокращении поставок российской нефти в Белоруссию в третьем квартале 2016 года, что, по словам представителей официальной Москвы, связано с газовым спором.

Источник: EADaily, 16.09.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики