Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь может стать энергетическим ядром между Россией и Германией

Беларусь может стать энергетическим ядром между Россией и Германией

30 сентября в Российской академии наук состоялось заседание Российско-белорусского экспертного клуба на тему: «Белорусская АЭС – проект развития Союзного государства». Участники заседания – энергетики, инженеры, экономисты, политологи – дискутировали о том, что даст Беларуси атомная станция, окупится ли она, почему Литва выступает против проекта, и кто будет покупать белорусскую атомную электроэнергию? 

Новый технологический уклад 

Заместитель директора Второго департамента стран СНГ МИД России Дмитрий Ветров полагает, что Белорусская АЭС – это масштабный проект и ответ скептикам, считающим формат Союзного государства «мелкотравчатым». «На самом деле это крупнейший энергетический проект в Европе, это именно проект Союзного государства», – подчеркивает дипломат, считая недопустимым разделять абстрактные российско-белорусские отношения и отношения в рамках Союзного государства.

Советник Посольства Республики Беларусь в России Сергей Заяц сравнил проект АЭС по значимости с газификацией страны 10-15 лет назад и выразил уверенность в том, что белорусская атомная электроэнергия найдет спрос за границами страны.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич обратил внимание, что АЭС не только выводит Беларусь на новый технологический уровень, но и подтверждает уже достигнутую республикой высокую планку. «МАГАТЭ проверяет страну на критические технологии. Существует 14-19 конечных технологий, которые необходимо иметь стране, чтобы вообще задумываться о подобном проекте», – поясняет Межевич и рекомендует в будущем задуматься об «экспорте» опыта строительства и эксплуатации Белорусской АЭС, когда белорусские специалисты смогут участвовать в «атомных проектах» в других странах. 

Индустриальный центр притяжения 

Существует рыночная оценка того, как строительство двух энергоблоков повлияет на экономику Беларуси. Обычно говорят о том, что Беларусь сэкономит 5 млрд кубометров газа в год, отмечает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. Эксперт полагает, что если с белорусской стороны последует просьба о строительстве дополнительных энергоблоков, то о ее реализации можно будет говорить в рамках уже долгое время существующих партнерских отношений стран. Дальнейшее развитие атомной энергетики республики может дать возможность Беларуси стать «энергетическим ядром между Германией и Россией» и претендовать на «региональное лидерство в некоторых других сферах». В итоге Швеция может стать одним из покупателей белорусской электроэнергии, а страны Прибалтики могут начать «тяготеть к индустриальному очагу, который создает Белоруссия». 

Кто покупатель: Литва, Польша или Швеция? 

С другого угла на ситуацию смотрит председатель секции «Энергетика» отделения технических наук Академии наук Литвы Юргис Вилемас. По данным эксперта, в 2010–2015 гг. Балтийские страны построили высоковольтные линии, связывающие их со Скандинавскими странами, общей мощностью 1700  мВт, а также с Польшей – 500 мВт.

Экспорт энергии с БелАЭС на сравнительно маленький (около 30 тВт/час) рынок Балтийских стран маловероятен не из-за политических капризов литовских политиков, а из-за экономических обстоятельств, уверен эксперт. Страны Балтии привязаны к «Норд Пулу», где избыток очень дешевых генерирующих мощностей сохранится на десятилетия. Более перспективным эксперт считает экспорт электроэнергии из Беларуси в Польшу.

Профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Саулин поясняет, что в Белоруссии 99% энергии производится на традиционных энергоносителях, по балансу – 9,7 ГВт установленной мощности. 2,4 гВт – выработка электроэнергии двумя энергоблоками БелАЭС после завершения строительства. «То есть, 18-20% будет давать атомная энергия, которая не зависит от поставок сырья, от спроса, от пиковых нагрузок. Это диверсификация для экономики Беларуси», – уверен эксперт.

Саулин полагает, что импортировать белорусскую электроэнергию в будущем могла бы Швеция. «Если бы мы смогли привлечь кого-то на нашу сторону, ту же Польшу и она вошла в капитал, к примеру, на 25%, это принесло бы ей экономическую пользу и надежные поставки энергии. Это привело бы к упрощению регионального взаимодействия».

«Польша, по данным Евростата, импортирует наибольшие объемы энергии и может стать потенциальным рынком для внешних поставок. Беларусь может бороться за европейский рынок в целом благодаря БелАЭС», говорит Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве России.

«Тут начинается зона совместной деятельности России и Беларуси. Литва и Польша в долгосрочной перспективе отказываются от российского газа, таким образом, предложение БелАЭС может стать хорошим заменителем», отмечает эксперт. 

Позиция Литвы 

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала «ИМХОклуб.by» Алексей Дзермант подчеркивает, что Вильнюс критикует проект БелАЭС через разные каналы: «в международные организации идут претензии по безопасности, в Европейскую комиссию идут депеши о необходимости проведения стресс-тестов, от чего, кстати, белорусская сторона не уклоняется. В этой связи претензий со стороны ЕК и МАГАТЭ не прозвучало. Беларусь идет навстречу, эксперты приезжают, им все показывают и рассказывают».

Литва может оказаться в ситуации, когда ее негативная риторика в отношении Беларуси не будет иметь поддержки ни со стороны ЕС, ни со стороны самого литовского общества, если будет и дальше ухудшаться социально-экономическое положение граждан в результате сокращения европейских дотаций, предупреждает Алексей Дзермант, добавляя, что если появятся «дополнительные аргументы» в виде предварительных договоренностей Минска с Польшей и другими странами по энергетическому сотрудничеству, это значительно повлияет на позицию Литвы».

Директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Рекеда обращает внимание на «фактор 2018 года», когда произойдет смена политической элиты в Литве, что «создает коридор возможностей». Однако до 2018 г. литовское давление на проект будет нарастать, и, скорее всего, будет предпринята попытка вынести этот вопрос на общеевропейский уровень, прогнозирует эксперт. Вместе с тем, вопрос БелАЭС может стать «точкой кристаллизации для развития практического диалога между ЕАЭС и ЕС», полагает Рекеда.

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, директор консервативного центра «НОМОС» Петр Петровский отмечает: «Что может предложить БелАЭС? Это не только рабочие места для специалистов с Игналинской АЭС, это также многочисленные инфраструктурные проекты». 

Автор: Вячеслав Сутырин

Источник: Евразия.Эксперт, 05.10.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики