Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь может стать энергетическим ядром между Россией и Германией

Беларусь может стать энергетическим ядром между Россией и Германией

30 сентября в Российской академии наук состоялось заседание Российско-белорусского экспертного клуба на тему: «Белорусская АЭС – проект развития Союзного государства». Участники заседания – энергетики, инженеры, экономисты, политологи – дискутировали о том, что даст Беларуси атомная станция, окупится ли она, почему Литва выступает против проекта, и кто будет покупать белорусскую атомную электроэнергию? 

Новый технологический уклад 

Заместитель директора Второго департамента стран СНГ МИД России Дмитрий Ветров полагает, что Белорусская АЭС – это масштабный проект и ответ скептикам, считающим формат Союзного государства «мелкотравчатым». «На самом деле это крупнейший энергетический проект в Европе, это именно проект Союзного государства», – подчеркивает дипломат, считая недопустимым разделять абстрактные российско-белорусские отношения и отношения в рамках Союзного государства.

Советник Посольства Республики Беларусь в России Сергей Заяц сравнил проект АЭС по значимости с газификацией страны 10-15 лет назад и выразил уверенность в том, что белорусская атомная электроэнергия найдет спрос за границами страны.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич обратил внимание, что АЭС не только выводит Беларусь на новый технологический уровень, но и подтверждает уже достигнутую республикой высокую планку. «МАГАТЭ проверяет страну на критические технологии. Существует 14-19 конечных технологий, которые необходимо иметь стране, чтобы вообще задумываться о подобном проекте», – поясняет Межевич и рекомендует в будущем задуматься об «экспорте» опыта строительства и эксплуатации Белорусской АЭС, когда белорусские специалисты смогут участвовать в «атомных проектах» в других странах. 

Индустриальный центр притяжения 

Существует рыночная оценка того, как строительство двух энергоблоков повлияет на экономику Беларуси. Обычно говорят о том, что Беларусь сэкономит 5 млрд кубометров газа в год, отмечает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. Эксперт полагает, что если с белорусской стороны последует просьба о строительстве дополнительных энергоблоков, то о ее реализации можно будет говорить в рамках уже долгое время существующих партнерских отношений стран. Дальнейшее развитие атомной энергетики республики может дать возможность Беларуси стать «энергетическим ядром между Германией и Россией» и претендовать на «региональное лидерство в некоторых других сферах». В итоге Швеция может стать одним из покупателей белорусской электроэнергии, а страны Прибалтики могут начать «тяготеть к индустриальному очагу, который создает Белоруссия». 

Кто покупатель: Литва, Польша или Швеция? 

С другого угла на ситуацию смотрит председатель секции «Энергетика» отделения технических наук Академии наук Литвы Юргис Вилемас. По данным эксперта, в 2010–2015 гг. Балтийские страны построили высоковольтные линии, связывающие их со Скандинавскими странами, общей мощностью 1700  мВт, а также с Польшей – 500 мВт.

Экспорт энергии с БелАЭС на сравнительно маленький (около 30 тВт/час) рынок Балтийских стран маловероятен не из-за политических капризов литовских политиков, а из-за экономических обстоятельств, уверен эксперт. Страны Балтии привязаны к «Норд Пулу», где избыток очень дешевых генерирующих мощностей сохранится на десятилетия. Более перспективным эксперт считает экспорт электроэнергии из Беларуси в Польшу.

Профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Саулин поясняет, что в Белоруссии 99% энергии производится на традиционных энергоносителях, по балансу – 9,7 ГВт установленной мощности. 2,4 гВт – выработка электроэнергии двумя энергоблоками БелАЭС после завершения строительства. «То есть, 18-20% будет давать атомная энергия, которая не зависит от поставок сырья, от спроса, от пиковых нагрузок. Это диверсификация для экономики Беларуси», – уверен эксперт.

Саулин полагает, что импортировать белорусскую электроэнергию в будущем могла бы Швеция. «Если бы мы смогли привлечь кого-то на нашу сторону, ту же Польшу и она вошла в капитал, к примеру, на 25%, это принесло бы ей экономическую пользу и надежные поставки энергии. Это привело бы к упрощению регионального взаимодействия».

«Польша, по данным Евростата, импортирует наибольшие объемы энергии и может стать потенциальным рынком для внешних поставок. Беларусь может бороться за европейский рынок в целом благодаря БелАЭС», говорит Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве России.

«Тут начинается зона совместной деятельности России и Беларуси. Литва и Польша в долгосрочной перспективе отказываются от российского газа, таким образом, предложение БелАЭС может стать хорошим заменителем», отмечает эксперт. 

Позиция Литвы 

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала «ИМХОклуб.by» Алексей Дзермант подчеркивает, что Вильнюс критикует проект БелАЭС через разные каналы: «в международные организации идут претензии по безопасности, в Европейскую комиссию идут депеши о необходимости проведения стресс-тестов, от чего, кстати, белорусская сторона не уклоняется. В этой связи претензий со стороны ЕК и МАГАТЭ не прозвучало. Беларусь идет навстречу, эксперты приезжают, им все показывают и рассказывают».

Литва может оказаться в ситуации, когда ее негативная риторика в отношении Беларуси не будет иметь поддержки ни со стороны ЕС, ни со стороны самого литовского общества, если будет и дальше ухудшаться социально-экономическое положение граждан в результате сокращения европейских дотаций, предупреждает Алексей Дзермант, добавляя, что если появятся «дополнительные аргументы» в виде предварительных договоренностей Минска с Польшей и другими странами по энергетическому сотрудничеству, это значительно повлияет на позицию Литвы».

Директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Рекеда обращает внимание на «фактор 2018 года», когда произойдет смена политической элиты в Литве, что «создает коридор возможностей». Однако до 2018 г. литовское давление на проект будет нарастать, и, скорее всего, будет предпринята попытка вынести этот вопрос на общеевропейский уровень, прогнозирует эксперт. Вместе с тем, вопрос БелАЭС может стать «точкой кристаллизации для развития практического диалога между ЕАЭС и ЕС», полагает Рекеда.

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, директор консервативного центра «НОМОС» Петр Петровский отмечает: «Что может предложить БелАЭС? Это не только рабочие места для специалистов с Игналинской АЭС, это также многочисленные инфраструктурные проекты». 

Автор: Вячеслав Сутырин

Источник: Евразия.Эксперт, 05.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики