Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шпротами не отделаются

Шпротами не отделаются

Уже к 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские

На транзите российских грузов прибалтийские порты зарабатывают $1,3 млрд в год. Эта ситуация, похоже, уже не устраивает российские власти. На прошлой неделе у спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова прошло совещание с топ-менеджерами «Транснефти», РЖД, а также российских нефтяных компаний, на котором поставлена задача к 2020 году полностью переориентировать грузопотоки на российские порты. Ранее планировалось обсудить возможность применения пониженных коэффициентов при транспортировке грузов к российским портам (и повышенных — к прибалтийским) и удвоения пропускной мощности трубопровода «Север».

Постепенное вытеснение прибалтийской портовой инфраструктуры из российских экспортных цепочек не выглядит чем-то неожиданным, учитывая то, как развивались политические и экономические отношения с бывшими союзными республиками после распада СССР. Да и в целом концепция укладывается в логику развития российской экспортной инфраструктуры за последние годы, когда Москва старалась максимально обезопасить свои поставки от давления и провокаций со стороны стран-транзитеров.

Напротив, странной выглядит сегодняшняя ситуация, когда через Прибалтику переваливается около 50 млн тонн российских грузов в год. Это не только нефтепродукты, но и уголь, удобрения и другие товары. Отправляя их этим маршрутом, Россия фактически субсидирует экономику далеко не самых дружественных к ней государств, которые, в частности, поддержали европейские санкции против нашей страны.

Российские терминалы при этом недополучают немалые суммы и постоянно находятся под угрозой недозагрузки. Только за последние 7 лет на северо-западном направлении, которое исторически считается ключевым для российских экспортных потоков, были построены или реконструированы терминалы Усть-Луга Ойл, Приморский, Высоцк, Петербургский, СибурПортЭнерго.

Как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, «cитуация ненормальная. Надо загружать собственные порты — это дополнительные рабочие места, увеличение налоговой базы. Это очевидно. Но, кроме того, страны Балтии не только никакой симпатии к нам не испытывают, но и являются самыми ярыми нашими критиками и противниками из всех стран Евросоюза. Таким образом, обеспечивать им доходы нет никакого резона ни с политической, ни с экономической точки зрения». Кроме того, по его словам, Россия должна обезопасить себя от политических рисков экспортного транзита через третьи страны. «Это видно на примере Украины и проблем экспорта российского газа. Только что Белоруссия заявила о резком повышении тарифов на прокачку российской нефти. Все это еще раз подчеркивает необходимость скорейшего перераспределения российских экспортных потоков в собственные порты», — подчеркивает К. Симонов.

Странной выглядит сегодняшняя ситуация, когда через Прибалтику переваливается около 50 млн тонн российских грузов в год

Председатель Комитета по международным делам Госдумы VI созыва Алексей Пушков еще более эмоционально прокомментировал принятое решение: «Шпротами не отделаются. К 2018 году экспорт российской нефти через порты Прибалтики, вероятно, будет почти прекращен: нефть пойдет через наши порты».

Работа по изменению транзитных маршрутов уже ведется. Как ранее сообщал глава «Транснефти» Николай Токарев, в соответствии с поручением правительства его компания переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на российские балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году через порты Прибалтики переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. По расчетам Токарева, уже в 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские.

Между тем, у некоторых российских компаний существует прямая заинтересованность в продолжении сотрудничества с балтийскими государствами. В частности, по данным РИА «Новости», одна из ведущих нефтяных компаний с государственным участием предлагает тендеры с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в Прибалтику. Еще более прочные связи с тамошними портами есть у некоторых российских компаний, которые занимаются производством химической продукции. Одна из таких компаний владеет контрольным пакетом акций терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, является контролирующим акционером крупнейшего на Балтике терминала по перевалке жидкого аммиака. У другой есть собственный терминал для перевалки жидких химических продуктов и дизельного топлива в эстонском порту. Там же находится терминал еще одного крупного производителя минеральных удобрений в России.

Однако, даже если отбросить политические соображения, которые в последнее время играют значительную роль, недозагрузка собственных экспортных мощностей и постоянное «подкармливание» соседей не могут оставаться вечной задачей отечественных производителей сырья и удобрений. Россия имеет право самостоятельно получать прибыль от экономической деятельности и независимо решать вопросы экспортных поставок.

Автор: Федор Боровиков

Источник: Российская газета, 05.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики