Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток»: Москва и Анкара договорятся – что скажет ЕС?

«Турецкий поток»: Москва и Анкара договорятся – что скажет ЕС?

Соглашение между Россией и Турцией по проекту строительства газопровода «Турецкий поток» может быть подписано в Стамбуле 10-12 октября в ходе заседания межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Об этом сообщил министр энергетики России Александр Новак.

ЕС боится зависимости от российского газа, но погружается в нее

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, с Анкарой у России противоречий по проекту нет, поэтому двустороннее соглашение, скорее всего, действительно будет подписано. Другой вопрос — как на это отреагирует европейское сообщество и пустит ли ЕС российский газ в Европу через Турцию?

«Основные проблемы с «Турецким потоком» заключаются в реакции на него европейского сообщества и, прежде всего, европейских регуляторов. Поэтому главный вопрос — что будет дальше, после того, как наш газ придет в Турцию? Во-первых, остается загадкой, на какой объем подпишут соглашение — на 15 млрд «кубов» или на 31,5 млрд — на одну нитку или на две? 15 млрд «кубов» газа предназначено для самой Турции, чтобы не гнать туда газ через Украину. А все остальное должно идти для потребителей Европы. И вот тут возникает закономерный вопрос: готовы ли европейцы принять газ этим маршрутом, или они будут настаивать на том, чтобы получать его через Украину?

Сейчас в ЕС доминируют антироссийские настроения, хотя наблюдается дихотомия. Наднациональные органы управления Евросоюза выступают против строительства любых российских газопроводов в принципе и пытаются ограничить потребление российского газа. Но на уровне бизнеса, компаний и национальных правительств здесь очевидна заинтересованность в российском газе, потому что он самый дешевый на рынке. Бизнес это осознает и пытается лоббировать строительство наших газопроводов. Кроме того, все понимают, что на Украине ухудшается экономическая ситуация, из-за чего образуется политическая нестабильность. Никто не знает, что там будет завтра, поэтому бизнес хочет хотя бы создать альтернативные маршруты доставки газа в Европу. Тем более, европейский бизнес за это не платит: это исключительно проект «Газпрома», — говорит Игорь Юшков.

Приоритеты «Газпрома»

По словам эксперта, сложно сейчас сказать, начнет ли ЕС вставлять палки в колеса строительству второй нитки газопровода на 15 «кубов» и сможет ли дальше российский газ пойти на территорию Евросоюза. «С одной стороны, Россия говорит о том, что в нормах третьего энергетического пакета написано, что, если поставщик заявляет о поставке газовой мощности в ту или иную точку Европы, европейские регуляторы сами обязаны оплатить строительство газопровода в эту точку. Чтобы поставщик не имел отношения к инфраструктуре. Но, с другой стороны, европейцы от этого пункта все время открещиваются, говоря, что не будут платить, потому что у них якобы нет подзаконного акта, определяющего источники финансирования для этих целей.

При всем этом „Газпрому“ очень важно по крайней мере начать строить „Турецкий поток“, подвести его к границе ЕС, а там уже вынудить европейцев выполнить собственные законы. А с Турцией-то мы договоримся. Вполне возможно, что соглашение будет подписано на все 31 млрд „кубов“. Просто строительство может начаться с одной нитки. Но, я думаю, „Газпром“ будет настаивать на том, чтобы проложить сразу обе нитки и вывести на берега Турции все 31,5 млрд кубов для дальнейших поставок газа в Европу», — отмечает Игорь Юшков.

Проект «Турецкий поток» был анонсирован в декабре 2014 года в качестве замены «Южного потока». Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Общая стоимость строительства оценивалась в 11,4 млрд евро.

Автор: Мария Белкина

Источник: Экономика сегодня, 09.10.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики