Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия выиграла газовый спор с Белоруссией. Или нет?

Россия выиграла газовый спор с Белоруссией. Или нет?

Лайф разбирается в том, кто лукавил в нефтегазовом вопросе России с Белоруссией и какая из сторон получила больше «плюшек».

Вчера закончились длившиеся уже год «газовые войны» Москвы и Минска. На бумаге победила Россия. Она получит и причитающиеся ей долги за газ, и снижение тарифа на прокачку нефти, который минские власти повысили в ответ на снижение нефтяного экспорта в страну со стороны соседа. Казалось бы, Белоруссия в этом конфликте полностью повержена, но в Минске не стесняются заявлять, что Москва тоже пошла на уступки и дала скидку на газ, хотя, по словам премьера Дмитрия Медведева, это не так.

Из-за чего «поссорились» братские народы

Напомним, всё началось с того, что Минск ещё в начале года отказался выплачивать долг за поставленный газ (на октябрь он превышал $300 млн), апеллируя к тому, что стоимость «голубого топлива» была завышена — справедливой Белоруссия считала $73 вместо $132 за 1 тыс. куб. м.

Россия долго спорила с белорусским правительством, пока после очередных бесполезных переговоров Минэнерго не ограничило прокачку нефти с 5,3 млн до 3,5 млн тонн в третьем квартале этого года. Это связано с неплатежами Белоруссии за российский газ, признал тогда глава ведомства Александр Новак. Ответ не заставил себя долго ждать — в начале месяца Минск в одностороннем порядке с 11 октября объявил о повышении тарифа на транзит нефти по магистральным трубопроводам в 1,5 раза.

Кстати, не первый раз за год — в феврале тариф уже вырос на 10,4%. В России, естественно, посчитали такие действия нарушающими всякие договорённости, а президент Белоруссии Александр Лукашенко в ответ обвинил российские власти в давлении на свою страну и нежелании идти навстречу в переговорах.

Что же выиграла Москва?

Самая главная победа в том, что наконец удалось уговорить Белоруссиювернуть газовый долг, с которого всё и началось. Белорусский вице-премьер Владимир Семашко рассказал вчера журналистам, что Минск вернёт сумму, которую Москва рассматривает в качестве задолженности за поставку газа. Позднее его российский коллега Аркадий Дворкович доложил премьеру Дмитрию Медведеву, что речь идёт о $300 млн.

Вопрос, собственно, только в том, когда это произойдёт — по версии Семашко, Белоруссия может не платить вплоть до 25 октября и даже попросит об отсрочке, по версии Дворковича, дедлайн по оплате долга — 20 октября. Кроме газа Москве удалось уладить с Минском и побочную «нефтяную» проблему — снизить тариф на прокачку нефти до сентябрьских уровней.

— Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти. Мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября, — сказал вчера Семашко.

А Минск?

Гарантированный минимум, которого удалось добиться Минску, — этовернуть российскую нефть на свои нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), ведь «это предприятия, которые нельзя не обеспечивать под завязку нефтью», охарактеризовал их на днях Александр Лукашенко. Доходило до того, что глава Белоруссии припугнула Россию началом закупок иранского чёрного золота, но дальше заявлений правительство Лукашенко не пошло. Россия восстановит нефтяной поток в Белоруссию до 24 млн т., рассказал вчера Аркадий Дворкович.

Казалось бы, план Минска по снижению стоимости газа потерпел фиаско. Но позиция Александра Лукашенко оказалась, мягко говоря, странной.

— Я вчера познакомился с докладом правительства по нефтегазовым вопросам с Российской Федерацией. Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа, проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты, — заключил глава Белоруссии.

Вице-премьер Владимир Семашко объяснил позитивный настрой «батьки» тем, что стоимость газа для Белоруссии будет «существенно снижена». По его словам, снижение цены произойдёт задним числом — с 1 июля — правда, не пояснив, какой будет эта цена.

Между тем российские власти поспешили опровергнуть белорусского вице-премьера.

— Хотел бы акцентировать внимание на том, что цена на поставляемый в Белоруссию газ остаётся прежней и рассчитывается по существующей формуле. Никакой корректировки не произведено, — уверил вчера журналистов глава правительства Дмитрий Медведев.

«Газпром» пока не комментирует детали переговоров с белорусской стороной, сообщил Лайфу представитель компании, но известно, что газовый концерн всегда был недоволен «заниженной» стоимостью газа для Белоруссии.

Правительство страны подтвердило позицию Медведева — цена в 2016 году останется прежней, но уточнило, что Россия подтвердила готовность применять механизм межбюджетной компенсации, средства от которой будут использованы белорусской стороной прежде всего для снижения цены на газ для национальных потребителей.

Источник Лайфа в «Газпроме» подтвердил, что концерн ведёт консультации с правительством о размере компенсации для белорусского правительства, пока решения не было.

Вероятно, кроме субсидии Белоруссия всё-таки добьётся и повышения тарифа на прокачку нефти, оформленного под предлогом ежегодной индексации в феврале будущего года, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Если посмотреть на этот конфликт с точки зрения интеграции с Белоруссией, строительства единой зоны ЕАЭС, то в этом споре победила Россия, поскольку ЕАЭС и предполагает единый энергетический рынок у двух стран, — пояснил Юшков. — Не говоря о том, что профит получили и российские нефтяники — с увеличением объёмов продаж увеличатся и заработки нефтяников, всё же нефть мы им пока «за так» не отдаём.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 11.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики